Ученые нашли следы очередных возможно обитаемых озер на Марсе

Снимок с Марса
Планетологи заявляют, что так называемый "лабиринт Ночи" может быть наиболее благоприятным местом для поиска следов жизни на Марсе, возможно существовавшей на красной планете в далеком прошлом, когда ее атмосфера еще не улетучилась в космос.

МОСКВА, 10 фев – РИА Новости. Так называемый "лабиринт Ночи" на Марсе в прошлом был дном одного из самых глубочайших ущелий на красной планете, которое было заполнено вулканическими озерами, в водах которых в теории могла зародиться жизнь, говорится в статье, опубликованной в журнале Planetary and Space Science.

"Комфортные температуры, жидкая вода и все необходимые нутриенты – то, что характеризует обитаемые среды на Земле – могли чаще зарождаться на Марсе в тех уголках его поверхности, где вода существовала продолжительное время. Такими участками могут быть регионы, расположенные неподалеку от вулканов", — заявил Алексис Родригез (Alexis Rodriguez) из Планетологического института в Тусоне (США).

Родригез пришел к выводу, что такие условия существовали в одном из самых загадочных объектов на Марсе, в так называемом "лабиринте Ночи", соединяющим вулканическое плато Фарсида со знаменитыми долинами Маринер, системой каньонов у экватора красной планеты.

Как объясняет ученый, многие планетологи считают эти долины следами движения крупных потоков воды в далеком прошлом Марса, примерно 3 миллиона лет назад, которые стекали со склонов вулканического плато в результате каких-то подземных или атмосферных процессов. Многие исследователи не соглашаются с этим, указывая на то, что долины Маринер почти не тронуты процессом водной эрозии.

Группа планетологов под руководством Родригеза усомнилась в этом, изучив все следы водной эрозии и присутствия воды на плато Фарсида, в самом "лабиринте Ночи, а также в прилегающих к нему частях долин Маринер по данным, собранным камерами зондов MRO и Mars Global Surveyor.

Одна из темных полос на склоне кратера Горовиц
Ученые нашли "соленые ручьи" из жидкой воды на Марсе

Как показали эти снимки, стены "лабиринта Ночи" на самом деле представляют собой многометровые отложения типично "водных" горных пород, преимущественно солей, формирующихся под воздействием потоков грунтовой теплой воды. Анализ их структуры и состава показал, что в определенный момент времени почва, через которую они текли, "провалилась", что породило целый ряд теплых пресноводных озер, которые подпитывались водой, стекавших со склонов Фарсиды.

Эти озера, как показывают расчеты Родригеза и его коллег, существовали как минимум 50-100 миллионов лет, пока вулканы на плато продолжали извергать лаву и проявлять признаки активности. Этого, как считают исследователи, могло хватить для зарождения примитивных форм жизни.

Подтверждением этому служат озера на Тибете, формирующиеся и существующие в схожих температурных и атмосферных условиях. Если это действительно было так, то "лабиринт Ночи" может быть одним из самых привлекательных мест для посадки нового марсохода НАСА или высадки человеческой экспедиции, заключают ученые.

• На фотке котловина выглядит как дно высохшего водоема, это похоже на правду! Может, там и следы органики остались? Ведь поиск ее на Марсе давал уже неоднозначный результат. А мало ли куда бурями могло донести остатки органики... А если в коре есть подземные водоемы - в них и сейчас может развиваться жизнь - биоценозы возле земных "курильшиков" живут в крайне экстремальных условиях!
    10.02.2016