Ученые нашли крупнейшего "двойника Земли" размером с половину Нептуна

/
Телескоп "Кеплер" и спектрограф HARPS помогли планетологам опровергнуть расхожую истину, обнаружив невозможно крупную планету в созвездии Овена, которая по всем теоретическим предсказаниям должна была быть не сверхкрупным "двойником" Земли, а небольшим подобием Нептуна.

МОСКВА, 8 фев – РИА Новости. Астрономы нашли в созвездии Овена "невозможную" планету BD+20594b, чья плотность – 7,89 грамм на кубический сантиметр — говорит о том, что она является гигантским аналогом Земли, а не подобием Нептуна, как предсказывает теория, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

В последние годы ученые нашли за пределами Солнечной системы десятки и сотни крупных экзопланет, чей диаметр в несколько раз превышает аналогичный параметр для Земли. Их открытие породило массу споров о том, чем они являются – крупными каменистыми планетами, так называемыми "супер-Землями", или же миниатюрными подобиями Нептуна и прочих газовых гигантов.

Проблема, как объясняет Нестор Эспиноза (Nestor Espinoza) из Католического университета Чили в Сантъяго, заключается в том, что точный замер массы подобных планет крайне затруднен.

Телескопы вроде "Кеплера", следящие за падениями в яркости звезды при проходе планеты по ней, не могут делать это в принципе, а спектрографы вроде HARPS, следящие за сдвигами в спектре светила под действием притяжения планеты, дают крайне неточные оценки или требуют непомерно долгих наблюдений.

Тем не менее, какой-то набор данных все же был собран за последние 10 лет, на основе анализа которых планетологи в прошлом году заключили, что все планеты, чей радиус в 1,6 раза превышает половину диаметра Земли, являются мини-Нептунами, а не супер-Землями.

Эспиноза и его коллеги нашли прямое опровержение этой теории, перепроверяя данные, собранные "Кеплером" уже после его "воскрешения", в ходе наблюдений за созвездием Овена весной прошлого года, при помощи спектрографа HARPS.

В этих данных ученые нашли следы существования необычно крупной планеты у солнцеподобной звезды BD+20594, расположенной всего в 500 световых годах от Земли. Этот объект, как показывают расчеты исследователей, обладает диаметром примерно в два раза больше земного, а его масса примерно в 16 раз выше, чем у нашей планеты.

Экзопланета Kepler-10c (планета-Годзилла)
Ученые опровергли существование планеты-"Годзиллы" в созвездии Дракона

Подобные показатели означают, что плотность этой планеты, BD+20594b, заметно выше земной и составляет примерно 7,9 грамма на кубический сантиметр, что однозначно исключает возможность того, что она является "мини-Нептуном", каким-то другим видом газового гиганта и планетой-океаном.

Жизнь на поверхности этой гигантской планеты вряд ли существует – у нее, как показывают расчеты Эспинозы и его коллег, полностью отсутствует атмосфера, которая, вероятно, была уничтожена еще во время рождения этой звездной системы 3,3 миллиарда лет назад. Кроме того, сама BD+20594b находится слишком близко к светилу и совершает оборот всего за 43 дня, что исключает возможность существования жидкой воды на ее поверхности.

Что интересно, открытие BD+20594b возвращает интерес к дискуссии о возможности существования так называемых гиперземель – каменистых планет, чья масса в десятки раз выше земной. Ее единственным представителем до сегодняшнего дня была планета-"годзилла" Kepler-10c, которая была относительно недавно "разжалована" в мини-Нептуны после повторного замера массы. Как надеются Эспиноза и его коллеги, параллельное изучение BD+20594b и Kepler-10c поможет ученым понять, почему похожие друг на друга планеты могут выглядеть столь разно, и тем самым улучшить наши шансы на обнаружение полноценного "двойника" Земли.

• Алексей Александров, Вам Алексей не кажется, что лучше мечтать о космосе чем о мировом господстве? Не отбирайте у ученых светлую мечту, а ни то они бомбы делать начнут.
    08.02.2016
  • У нас оборот Земли занимает 365,5 дней вокруг Солнца, а жидкая вода есть, почему "всего " за 423 дня ее не должно быть?
    08.02.2016
  • У них стабильно раз в неделю новость))))) Чтобы все знали что не зря хлеб едят,хотя эти новости не одну сотню лет не пригодятся.И самое прикольное что в масштабах нашей планеты горстка людей чтот то смыслит в этом ,а остальным по барабану.
    08.02.2016
  • Да, много там разглядишь, на удалении 4 750 триллионов км.! Тем более, что и расстояние до звезды - 500 световых лет и еще "+/- 2 лаптя по звездной карте" :-/ Ученые и про Вселенную очень "дипломатично" пишут: "Возраст Вселенной 10-20 миллиардов лет"! Разница -так, пустячок... всего в каких-то 10 лярдов лет. :)))
    08.02.2016
  • "...заключили, что все планеты, чей радиус в 1,6 раза превышает половину диаметра Земли..."
    Странный способ выражаться.
    Тогда уж можно сказать и так: "..все планеты, чей радиус в 1,6 раза превышает половину длины земного экватора, делённой на " пи"...
    09.02.2016
  • Alber Alber, потому что звезда больше нашего солнца воимного раз!
    09.02.2016
  • «Ученые нашли крупнейшего "двойника Земли" размером с половину Нептуна …», измерили ее размеры и даже плотность вещества с точностью 0.1%, с помощью, вышедшего из строя еще в 2013 году, телескопа Кеплер, не способного напрямую увидеть ни одной планеты другой звездной системы, НАХОДЯСЬ НА ЗЕМЛЕ. – Вот это наука!!!! Вот только проверить это «открытие» человечество сможет очень не скоро – наши космические корабли так далеко не летают.
    09.02.2016
  • Ой, -- сколько притянутой за уши сенсационности! И неизбывный зуд по поводу и без повода побыстрее ляпнуть -- ДВОЙНИК ЗЕМЛИИИИ!!! Правильно ограничивают "двойников Земли" отличием в размере коэффициентом 1,6 ! Это раз! Затем нужно чтобы это была каменистая планета с удельным весом соответствующим земному, с океаном в 2/3 поверхности! Это два и три! С азотной атмосферой и 23-мя процентами кислорода! Это четыре и пять! С наклоном оси вращения к плоскости эклиптики 23,4 градуса, с расположенностью в "поясе жизни"! Чтобы тамошняя звезда была по размерам и составу и радиации близка нашему Солнцу! Это шесть, семь, восемь, девять и десять! Если скрупулёзно поискать -- пожалуй найдётся что-нибудь ещё! Так что не спешите радоваться -- для обнаружения двойника Земли нужны более серьёзные исследования, более серьёзные критерии поисков, и более серьёзные, порядочные и честные исследователи а не кокоты спешащие отталкивая друг друга подбежать и на бегу вырвать из рук Нобелевского Комитета себе медаль!
    09.02.2016
  • Свою солнечную систему под носом изучить не можем, а в глубины космоса лезем!
    10.02.2016