Ученые Самарского университета создали российские маркеры нефти

Добыча нефти. Архивное фото
Маркирующие вещества добавляются в нефть в небольших количествах и могут затем "рассказать", где топливо было добыто, и предотвратить воровство "черного золота".

МОСКВА, 8 фев — РИА Новости. Ученые кафедры физической химии и хроматографии Самарского университета разработали способ скрытно маркировать нефть, что позволит узнать ее логистику по пути к конечному покупателю, а также предотвратить воровство "черного золота", сообщает пресс-служба университета.

В основе этого метода – добавление в нефть специальных химических веществ — молекулярных маркеров, которые не влияют на качество и потребительские свойства углеводородных смесей, не вызывают коррозии, не токсичны и при переработке нефти полностью разлагаются.

С помощью метода газохроматографического анализа эти маркеры могут "рассказать", где была добыта нефть, когда отгружена потребителю, и даже – как осуществлялась ее логистика по пути на дальнейшую переработку. При этом, в отличие от различных красителей, которые иногда применяются для маркировки нефти, разработку химиков Самарского университета невозможно обнаружить визуально.

Нефти не повредит

"Маркирующие вещества добавляются в продукцию в очень небольшом количестве – фактически, на уровне микропримесей. Такие концентрации обнаруживаются только с помощью специальных химических, физических или физико-химических методов анализа", — подчеркивает один из авторов разработки, старший преподаватель кафедры физической химии и хроматографии Самарского университета Кирилл Копытин.

Различные виды маркеров довольно широко используются зарубежными компаниями как один из способов борьбы с воровством и подделкой нефти и нефтепродуктов. Преимущество метода самарских химиков в том, что, во-первых — это полностью отечественный продукт, во-вторых, "скрытые агенты" гораздо надежнее цветовых индикаторов при сопоставимой цене и гораздо дешевле зарубежных маркеров при сопоставимом уровне надежности (стоимость молекулярных маркеров отечественного производства в десятки раз ниже зарубежных аналогов). Кроме того, маркеры, разработанные в Самарском университете, практически невозможно нейтрализовать, смешивая с другими химическими веществами.

Стоит при этом отметить, что в нефть, добываемая в России и транспортируемая по трубопроводной системе "Транснефти", смешивается. Из-за этого трубопроводная компания уделяет внимание проблеме снижения качества нефти. Например, так происходит с высокосернистой нефтью Башкирии и Татарстана, которая при транспортировке ухудшает общее качество нефти в системе. На вопрос, что будет происходить с разными маркерами, когда нефть "смешается" в трубопроводной системе, ученые не отвечают.

Перспективы

К разработке ученых Самарского университета есть интерес со стороны компаний, связанных с обслуживанием трубопроводов и нефтебаз, а также специалистов профильных министерств Самарской области, говорится в сообщении.

Следующим этапом работы ученых-химиков Самарского университета станет разработка скрытых маркеров для продуктов нефтепереработки – бензинов и масел. При помощи таких маркеров можно легко отследить товарный оборот продукта, установить какой компании принадлежит продукт и соответствует ли он заявленному качеству.

• что за глупость? ученые создали маркеры для нефти:)))) по составу нефти однозначно определяется происхождение нефти. при надобности смешивайте с самарским фекалиями (это бесплатная разработка) и получите новую марку нефти с эксклюзивным "маркером". все всех в стране хотят поиметь, а платит за это в итоге народ
    09.02.2016
  • Врезки в нефтепровод, конечно, существуют. Но они предназначены для переработки на бензин на подпольных нефтеперерабатывающих заводах. Подозрительно, что после этого можно выяснить происхождение нефти, из которой бензин сделан.
    08.02.2016
  • Рафаэль Макаров, там же сказано, что полностью разлагаются при переработке.
    09.02.2016
  • Бессмысленная затея. Маркеры необходимы только при претензиях по качеству от покупателя. И если честно подбор маркеров абсолютно не сложная задача. Сложность заключается в равномерном распределении, но это технологическая задача.
    10.02.2016