Ученые: темная материя не виновна в избытке гамма-лучей в Галактике

Пульсар и вращающаяся вокруг него планета глазами художника
Астрономы из Нидерландов нашли намеки на то, что темная материя не распадается в центре Млечного Пути - следы ее предположительного распада, "лишние" кванты гамма-излучения, скорее всего порождаются пульсарами в центральной части галактики.

МОСКВА, 5 фев – РИА Новости. Необычно большое число гамма-лучей, исходящих из центра Млечного Пути, не может объясняться распадом частиц темной материи, как считают некоторые ученые, заявляют астрофизики в статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters.

"Для того, чтобы объяснить этот избыток гамма-излучения, нам необходимо найти сотни тысяч ранее неизвестных миллисекундных пульсаров в центре Галактики, которые, как мы надеемся, помогут нам раскрыть тайны истории Млечного Пути. Если же мы не найдем их в ближайшее десятилетие, то тогда стоит опять вернуться к идее о том, что эти лучи могла породить темная материя", — заявил Кристоф Венигер (Christoph Weniger) из университета Амстердама (Нидерланды).

Венигер и его коллеги уже несколько лет расследуют одну из самых главных загадок нашей Галактики – то, почему ее центральная часть вырабатывает заметно больше гамма-излучения в высокоэнергетической части спектра, чем то предсказывают расчеты, основанные на плотности распределения звезд и активности черной дыры в ее центре.

Этот феномен, открытый телескопом "Ферми" в 2009 году, заставил многих ученых считать, что данный избыток гамма-квантов является следом распада частиц темной материи в центре Млечного Пути. По этой причине астрофизики и космологи постоянно следят за центральной частью Галактики, пытаясь найти подтверждения или опровержения данной идеи.

Как объясняет Венигер, опровергнуть эту теорию достаточно легко – для этого необходимо показать, что гамма-фотоны из центра Млечного Пути летят к нам от точечных источников света, которыми могут быть пульсары и другие компактные объекты. В противном случае, если их порождают распадающиеся частицы темной материи, "избыточное" излучение будет распределено по небу равномерно.

Столкновение двух скоплений галактик: темная материя показана голубым цветом, обычная - розовым
Российский телескоп увидит "гамма-Вселенную" в высоком разрешении

Группа Венигера решила проверить это, проанализировав данные, собранные при помощи "Ферми" за последние семь лет, используя новые методики статистического анализа и компьютерной обработки изображения.

Эти расчеты показали, что в центре Млечного Пути может присутствовать от 10 тысяч до 100 тысяч миллисекундных пульсаров, чье тусклое гамма-излучение складывается в почти монотонную картину с небольшими темными и светлыми пятнами, возникающими в результате неравномерного их распределения по пространству.

Как полагают авторы статьи, это открытие позволяет говорить о том, что излишки гамма-квантов, скорее всего, связаны с пульсарами, а не темной материей. Тем не менее, они допускают, учитывая относительно низкое разрешение и чувствительность "Ферми", что они ошибаются. По словам Венигера, проверка этой идеи станет возможной в ближайшее время, когда будет построен и запущен в космос российский гамма-телескоп "Гамма-400", способный отыскать такие пульсары в центре Млечного Пути.

• Лучше бы объяснили как баба яга в ступе летала .....