Биологи обвинили стволовые клетки в возрастном облысении мужчин

Лысина
Генетики из США и Японии нашли причину облысения мужчин и некоторых женщин в возрасте - оказалось, что стволовые клетки, которые "производят" волосы на нашей голове, постепенно превращаются в клетки кожи в результате повреждения их ДНК.

МОСКВА, 5 фев – РИА Новости. Причиной облысения мужчин и некоторых женщин в средние и пожилые годы оказалось то, что стволовые клетки, которые "производят" волосы на нашей голове, постепенно превращаются в клетки кожи в результате повреждения их ДНК, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Мы все хорошо знаем, что волосы постепенно редеют по мере старения нашего тела. В этом никто не сомневался, однако у нас не было и понятия о том, как этот процесс идет на молекулярном и клеточном уровне", — прокомментировал открытие Чен-Мин Чон (Cheng-Ming Chuong) из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе (США), чьи слова приводит пресс-служба журнала Science.

И Жуй (Yi Rui) из университета штата Колорадо в Боулдере (США) и его коллеги раскрыли причину позднего облысения мужчин и нашли механизм, объясняющий поредение волос в пожилые годы, экспериментируя с клетками волосяных луковиц на коже мышей.

Волосяные луковицы всех млекопитающих, как объясняют ученые, содержат в себе особые стволовые клетки, которые отвечают за рост новых волос и которые способны переключаться между двумя режимами – периодами спокойствия, когда волосы достигли "нужной" длины, и периодами роста, когда организму требуется вырастить новую шерсть или волосяной покров.

Ученые пытались заставить клетки форсированно "переключаться" между этими режимами, удаляя и включая различные гены. В ходе этих экспериментов они обнаружили, что подобным переключателем является ген Foxc1, который активен во время роста волос, и полностью отключается во время фазы спокойствия благодаря появлению на его поверхности особых эпигенетических меток.

Волосы
Обнаружен генетический "выключатель" роста волос

Генетики проверили, что произойдет, если работу этого гена заблокировать, повредив его или нейтрализовав иными способами. Этот прием привел к необычным результатам – изначально ученые ожидали, что стволовые клетки в волосяных луковицах умрут в результате включения апоптоза, генетической программы самоубийства клетки, но этого не произошло.

Вместо этого клетки решили "перепрофилироваться" и превратились в обычные клетки кожи, тем самым лишив волосяную луковицу возможности производить новые волосы. Это происходило по той причине, что отключение Foxc1 вызывало сбои в работе гена и белка COL17A1, прикрепляющего стволовые клетки к стенке луковицы, что заставляло их поменять "сферу занятости" после того, как COL17A1 переставал удерживать их.

Данный процесс, как считают авторы статьи, является причиной того, почему люди постепенно теряют волосы к старости и почему многие мужчины лысеют в среднем и пожилом возрасте, когда регенеративные способности их стволовых клеток начинают снижаться. Соответственно, поддержка работы COL17A1 может в принципе помочь медикам останавливать облысение и помогать людям сохранять густую шевелюру в возрасте.

• Мощь