Ученые нашли в Китае первую в истории Земли бабочку-"глазок"

/
Ученые выяснили, что цветы мезозойской эры опыляли необычные насекомые, похожие на современных бабочек, но при этом не являющиеся их родичами или потомками.

МОСКВА, 4 фев – РИА Новости. Палеонтологи неожиданно обнаружили в Китае великолепно сохранившиеся останки неожиданно "современной" бабочки юрского периода, чьи крылья были украшены своеобразными "глазами", говорится в статье, опубликованной в журнале Royal Society Proceedings B.

"Наше открытие показывает, что две группы насекомых – предки современных бабочек и открытые нами каллиграмматиды – использовали схожую генетическую программу для "выращивания" глаз на своих крыльях. Последний общий предок этих насекомых жил 320 миллионов лет назад, в каменноугольную эпоху, что означает, что подобный защитный механизм мог быть характерен для всех крылатых насекомых", — заявил Конрад Лабандейра (Conrad Labandeira) из Смитсоновского института в Вашингтоне (США).

Лабандейра и его коллеги совершили это открытие, изучая окаменелости, найденные в отложениях времен середины юрского периода и начала мелового периода на территории Китая, Внутренней Монголии и Казахстана, в районе деревни Даохугоу и в Чимкентской области.

В этих регионах Центральной Азии, как рассказывают ученые, в последние годы были найдены сотни отпечатков загадочных насекомых из рода каллиграмматид, обладавших большими крыльями и в целом похожих на бабочек.

Их экологическая ниша, пищевые привычки и прочие детали из жизни оставались неизвестными для палеонтологов, так как самая важная часть этого существа – ее ротовой аппарат – не была найдена ни в одной из окаменелостей. Некоторые ученые считали, что они могут быть мезозойским аналогом бабочек, однако для подобных утверждений нужно было больше доказательств.

Так художник представил себе странное крыло, динозавра-бэтмена
Палеонтологи нашли в Китае динозавра-"бэтмена" юрского периода

Группа Лабандейры исправила этот недостаток, изучив несколько сотен отпечатков 17 различных видов каллиграмматид, недавно найденных на дне пересохших озер мезозойской эры, просветив их при помощи сканирующего электронного микроскопа и ряда других инструментов, а также изучив химический состав окаменелостей.

Этот анализ показал, что каллиграмматиды действительно очень сильно напоминали бабочек как изнутри, так и снаружи. К примеру, у них была схожая структура хоботка и рта, приспособленная для поедания пыльцы, и, вероятно, всасывания жидкой пищи (цветковые растения, правда, еще не научились производить нектар в юрском периоде, и поэтому природа пищи этих "бабочек" пока остается тайной).

Гигантская кровососущая блоха, обитавшая в перьях динозавров примерно 165 миллионов лет назад
Палеонтологи откопали гигантскую блоху Юрского периода в Китае

Как полагают ученые, эти насекомые пользовались хоботком, чтобы собирать пыльцу и "сахарную пудру", которую вырабатывали первые покрытосеменные растения. Были и другие сходства – на крыльях некоторых этих насекомых присутствовали "глазки", вероятно отпугивавшие хищников, а их поверхность была покрыта чешуйками, аналогичными по структуре тем, что есть на крыльях современных бабочек.

Даже пигменты, из частиц которых были сложена "глаза" каллиграмматид, были такими же по структуре, как меланин в чешуйках живущих сегодня чешуекрылых. Таким образом, этих насекомых можно назвать первыми настоящими бабочками Земли, заключают авторы статьи.