Ученые опровергли существование планеты-"Годзиллы" в созвездии Дракона

Экзопланета Kepler-10c (планета-Годзилла)
Астрономы выяснили, что недавно открытая планета-"Годзилла" не является увеличенной в 17 раз копией Земли, а весьма необычным газовым гигантом небольших размеров или же сверхкрупной планетой-океаном.

МОСКВА, 26 янв – РИА Новости. Повторные наблюдения за самой большой и необычной землеподобной планетой Kepler-10c в созвездии Дракона показали, что на самом деле она является не каменистым небесным телом, а небольшим газовым гигантом или гигантской планетой-океаном, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке Корнеллского университета.

Система Kepler-10, удаленная от нас на расстояние в 564 световых года, является одной из самых "контрастных" и рекордных планетных семей, открытых за пределами Солнечной системы. Во-первых, в ней обитает первая известная нам каменистая планета Kepler-10b, чей радиус всего в 1,5 раза больше, чем у Земли.

Во-вторых, в ней присутствует так называемая "мега-Земля" Kepler-10c, которую многие астрономы считают самой крупной землеподобной планетой на сегодня и любовно называют "космической Годзиллой" из-за ее массы, плотности и размеров.

Лорен Вайсс (Lauren Weiss) из университета Калифорнии в Беркли (США) и ее коллеги, в том числе и скандально известный планетолог Джеофф Марси (Geoff Marcy), недавно изгнанный из данного ВУЗа за домогательств в адрес студенток и аспиранток, проверили, так ли это на самом деле.

Телескоп Кеплер. Архивное фото.
Телескоп НАСА обнаружил "мега-Землю"

Изначально масса и размеры Kepler-10c были определены по данным спектрографа HARPS-N, определяющего свойства планеты по тому, как ее гравитационные взаимодействия со светилом "сдвигают" определенные линии в спектре его излучения. Как показали данные с HARPS-A, "Годзилла" в 17 раз тяжелее Земли, а ее радиус превышает земной в 2,3 раза. Плотность недр, по изначальным данным, была очень высокой и была выше "упакованности" материи Земли на треть.

Вайсс, Марси и их коллеги использовали данные с другого спектрографа – устройства HIRES, установленного на гавайский телескоп имени Кека. Используя этот прибор, ученые проследили за 220 оборотами планет вокруг Kepler-10, и точно вычислили их массы, радиусы и плотность.

Эти расчеты показали, что Kepler-10c не является тем, за что себя выдает. Ее масса оказалась не в 17 раз больше Земли, а всего в 14 раз, а ее плотность составила 5,94 грамма на кубический сантиметр, что примерно равно аналогичному показателю для нашей планеты, и заметно ниже плотности Kepler-10b, составляющей 6,5 грамма на кубический сантиметр. Как поясняют ученые, они ожидали увидеть цифру в 11 грамм на кубический сантиметр, если бы Kepler-10c был каменистой планетой.

Представление художника о планете Kepler-10b
Телескоп "Кеплер" открыл рекордно малую экзопланету

Учитывая радиус "Годзиллы", столь низкая плотность говорит о том, что значительная часть ее объема сложена из легкой материи – смеси жидкого водорода и гелия, или же из так называемой суперионной воды, на которые будет приходиться до трети от ее массы. Если справедливо первое, то тогда Kepler-10c будет небольшим газовым гигантом с крупным каменистым ядром, а если второе – то она будет крупнейшей планетой-океаном.

Таким образом, можно говорить о том, что "планеты-Годзиллы" на самом деле не существует – Kepler-10c скорее всего является обычным, хотя и необычно маленьким, газовым гигантом, изучение которого может подсказать нам те отличия, которые мы можем использовать для различения настоящих "Годзилл" и подобных газовых гигантов.

Помимо этого, ученые планируют продолжить изучать систему Kepler-10 по еще одной причине – в данных, собранных HIRES и HARPS, им удалось найти следы существования третьей планеты. Ее размеры и массу пока сложно определить – она может быть как суперземлей, так и небольшим мини-нептуном с массой, или равной земной, или превышающей ее в 7 раз.

• Да неужели же непонятно, что чем больше масса планеты, тем больше легких газов в ее атмосфере - водород на Земле сильно "выдувается" солнцем, зато на дальних планетах он остается в огромном количестве. Почему возле солнца крутятся каменистые шары, а дальше - газовые гиганты? Да именно поэтому. А тогда не может быть планеты похожей на Землю, но размером с Юпитер или Уран.
    26.01.2016