Генетики из Китая впервые создали трансгенных мартышек-"аутистов"

Индийский макак
Китайские генетики вывели новую породу макак-крабоедов которые обладают всеми признаками аутистического поведения, что позволит использовать их для раскрытия причин развития этого расстройства.

МОСКВА, 26 янв – РИА Новости. Китайские молекулярные биологи создали первую в мире породу обезьян, обладающую теми же генетическими мутациями, что и люди-аутисты, и демонстрирующие некоторые черты их поведения, что потенциально может помочь найти пути лечения этой болезни, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Аутизм является сложной болезнью, изучение которой затруднено тем, что у нас нет животных, которые помогли бы нам делать. На самом деле, мы не знаем того, как должна выглядеть по-настоящему аутистичная мышь или крыса. Поэтому многие черты аутизма, в том числе отсутствие склонности к общению и социальным действиям, крайне сложно отслеживать среди животных, и в особенности среди грызунов", — прокомментировал исследование Эрик Валлендер (Eric Vallender) из университета Миссисиппи (США).

Группа китайских генетиков под руководством Чженя Лю (Zhen Liu) из Шанхайского института биологии (Китай) приблизилась к решению этой задачи, создав новую трансгенную породу макак-крабоедов(Macaca fascicularis), в чей геном были встроены лишние копии гена MECP2.

Данный ген, как относительно недавно выяснили ученые, играет важную роль в росте и развитии мозга зародыша и ребенка, и нарушения в его работе, в том числе и чрезмерная активность данного участка ДНК, приводят к развитию синдрома Ретта, аутизма и умственной отсталости.

Как подчеркивают ученые, в геном их мартышек встроен не обезьянья, а человеческая версия гена MECP2 – ее китайские генетики добавили в ДНК обезьян при помощи специального ретровируса, которым они заразили оплодотворенные яйцеклетки непосредственно перед имплантацией в утробу суррогатных матерей.

Человеческий мозг
Ученые выявили, от чего зависит размер коры головного мозга у людей

Эксперимент оказался крайне удачным – все трансгенные макаки обладали одной или семью лишними копиями MECP2 и демонстрировали признаки аутистичного поведения. Так, приматы заметно меньше общались с сородичами, не "видели" их, а также делали различные странные вещи, которые ассоциируются с детьми и взрослыми-аутистами.

К примеру, эти обезьяны часто начинали без какой-либо видимой причины бегать по кругу, не замечая сородичей и просто перепрыгивая через них, если другие макаки вставали на пути "бегунов". Подобная реакция и другие признаки аутистичного поведения были больше выражены среди самцов, чем среди самок, что в целом соответствует тому, как аутизм проявляет себя среди людей.

Ученые определили, почему аутизм больше распространен среди мужчин

Убедившись в развитии аутизма, ученые проверили, передается ли он по наследству. Для этого они взяли образцы семенной ткани из яичек молодых самцов, превратили их в сперматозоиды и оплодотворили ими яйцеклетки нормальных макак. Новое поколение обезьян тоже страдало от аутизма, что подтвердило, что ген MECP2 действительно связан с развитием некоторых подтипов этого расстройства поведения и работы нервной системы.

Подобный шаг, как объясняет Лю, был необходим для того, чтобы убедить редакцию журнала в том, что эти опыты проводились не из праздного любопытства и что их результат имеет твердую научную основу. Сейчас китайские исследователи изучают то, как избыток MECP2 заставляет мозг работать неправильно, и в ближайшее время они надеются получить первые данные по тому, как с этой проблемой можно бороться.