Ученые: чума присутствовала в Европе четыре века после "черной смерти"

© public domainМарсель во время чумы. Картина неизвестного художника.Марсель во время чумы. Картина неизвестного художника.
Генетики из Германии выяснили, что знаменитая бацилла средневековой "черной смерти" не исчезла сразу после завершения эпидемии - она просуществовала в темных уголках Европы еще как минимум четыре века, периодически вызывая эпидемии в разных ее регионах.

МОСКВА, 22 янв – РИА Новости. Восстановленный геном возбудителя чумы, вызвавшего эпидемию этой болезни в Марселе в 1722 году, показал, что средневековая бактерия, вызвавшая "черную смерть" в середине 14 века, не вымерла после ее окончания и просуществовала в Европе как минимум еще четыре века, говорится в статье, опубликованной в журнале eLife.

"Нас крайне пугает мысль о том, что чума могла прятаться буквально где-то за углом по всей Европе, обитая внутри каких-то нам неизвестных носителей этой болезни. Будущие эксперименты и раскопки могут помочь нам понять, кто или какой вид животных выступал их носителем, где они обитали и почему они исчезли", — заявил Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из Института истории человека в Йене (Германия).

Краузе и его коллеги являются "первооткрывателями" средневековой чумной палочки – четыре года назад им удалось извлечь обрывки ДНК патогена из жертв "черной смерти" в Лондоне, восстановить его геном и показать, что эта бактерия исчезла бесследно и сегодня больше не существует.

В своей новой работе они показали, что средневековый штамм Yersinia pestis исчез не так быстро, как они считали ранее, проведя аналогичные эксперименты с костями жертв чумы, эпидемия которой захлестнула Марсель в 1720-22 годах, во времена Людовика XV.

Эта эпидемия была последней крупной вспышкой чумы в Европе – она унесла свыше 100 тысяч жизней и вызвала достаточно сильный экономический упадок в регионе, который продолжался примерно 7-8 лет. Благодаря жестким мерам, в том числе и постройке "чумной стены" вокруг Марселя и его окрестностей, распространение болезни удалось избежать.

Лабораторные исследования, архивное фото
"Черная смерть" и чума Юстиниана были вызваны одной и той же бактерией

Группа Краузе извлекла генетический материал Yersinia pestis из двух десятков зубов людей, погибших от чумы в Марселе, и использовала его для воскрешения ДНК этого микроба. Точность восстановления на этот раз была несколько выше, чем у ДНК "черной смерти", и каждый фрагмент генома марсельской чумной палочки удалось прочитать по 12 раз.

Сравнив ее ДНК с тем, как устроены гены у современных и средневековых разновидностей Yersinia pestis, авторы статьи с удивлением обнаружили, что чума из Марселя была почти идентична по своему генетическому строению бацилле "черной смерти", а не более современным штаммам этого микроба.

Лаборатория
Бациллы средневековой "черной смерти" исчезли, не оставив потомков

Это означает, что средневековая Yersinia pestis, вопреки представлениям ученых, каким-то образом смогла выжить, прячась среди популяций диких или домашних животных, и периодически "выходить из подполья", вызывая эпидемии, подобные марсельской.

Пока ученые не готовы говорить о том, где чума могла прятаться, и как она могла попасть в Прованс и Марсель. Традиционно считалось, что эпидемия 1720-22 годов была вызвана крысами с корабля Гран-Сен-Антуан, прибывшим в Марсель из Леванта. Открытие Краузе и его коллег говорит, что чума могла быть завезена не обязательно из Ливана: ее могла вызвать и "местная" бактерия, предположительных носителей которых еще предстоит найти, заключают генетики.