Ученые: чума присутствовала в Европе четыре века после "черной смерти"

Марсель во время чумы. Картина неизвестного художника.
Генетики из Германии выяснили, что знаменитая бацилла средневековой "черной смерти" не исчезла сразу после завершения эпидемии - она просуществовала в темных уголках Европы еще как минимум четыре века, периодически вызывая эпидемии в разных ее регионах.

МОСКВА, 22 янв – РИА Новости. Восстановленный геном возбудителя чумы, вызвавшего эпидемию этой болезни в Марселе в 1722 году, показал, что средневековая бактерия, вызвавшая "черную смерть" в середине 14 века, не вымерла после ее окончания и просуществовала в Европе как минимум еще четыре века, говорится в статье, опубликованной в журнале eLife.

"Нас крайне пугает мысль о том, что чума могла прятаться буквально где-то за углом по всей Европе, обитая внутри каких-то нам неизвестных носителей этой болезни. Будущие эксперименты и раскопки могут помочь нам понять, кто или какой вид животных выступал их носителем, где они обитали и почему они исчезли", — заявил Йоханнес Краузе (Johannes Krause) из Института истории человека в Йене (Германия).

Краузе и его коллеги являются "первооткрывателями" средневековой чумной палочки – четыре года назад им удалось извлечь обрывки ДНК патогена из жертв "черной смерти" в Лондоне, восстановить его геном и показать, что эта бактерия исчезла бесследно и сегодня больше не существует.

В своей новой работе они показали, что средневековый штамм Yersinia pestis исчез не так быстро, как они считали ранее, проведя аналогичные эксперименты с костями жертв чумы, эпидемия которой захлестнула Марсель в 1720-22 годах, во времена Людовика XV.

Эта эпидемия была последней крупной вспышкой чумы в Европе – она унесла свыше 100 тысяч жизней и вызвала достаточно сильный экономический упадок в регионе, который продолжался примерно 7-8 лет. Благодаря жестким мерам, в том числе и постройке "чумной стены" вокруг Марселя и его окрестностей, распространение болезни удалось избежать.

Лабораторные исследования, архивное фото
"Черная смерть" и чума Юстиниана были вызваны одной и той же бактерией

Группа Краузе извлекла генетический материал Yersinia pestis из двух десятков зубов людей, погибших от чумы в Марселе, и использовала его для воскрешения ДНК этого микроба. Точность восстановления на этот раз была несколько выше, чем у ДНК "черной смерти", и каждый фрагмент генома марсельской чумной палочки удалось прочитать по 12 раз.

Сравнив ее ДНК с тем, как устроены гены у современных и средневековых разновидностей Yersinia pestis, авторы статьи с удивлением обнаружили, что чума из Марселя была почти идентична по своему генетическому строению бацилле "черной смерти", а не более современным штаммам этого микроба.

Лаборатория
Бациллы средневековой "черной смерти" исчезли, не оставив потомков

Это означает, что средневековая Yersinia pestis, вопреки представлениям ученых, каким-то образом смогла выжить, прячась среди популяций диких или домашних животных, и периодически "выходить из подполья", вызывая эпидемии, подобные марсельской.

Пока ученые не готовы говорить о том, где чума могла прятаться, и как она могла попасть в Прованс и Марсель. Традиционно считалось, что эпидемия 1720-22 годов была вызвана крысами с корабля Гран-Сен-Антуан, прибывшим в Марсель из Леванта. Открытие Краузе и его коллег говорит, что чума могла быть завезена не обязательно из Ливана: ее могла вызвать и "местная" бактерия, предположительных носителей которых еще предстоит найти, заключают генетики.

• где была гигиена там чумы не было))))а гейропа мыться не любила да и сейчас не любит так что там возможен и повтор да ещё бомжи набежали.
    24.01.2016
  • Ох дораскапыватся господа очкарики))!
    Разбудят Лихо древнее ещё ..
    24.01.2016
  • Тамара Старшинина, по самые яйца!
    То что люди исследуют - это нормально. Чума есть наверняка в каждом из нас (как и другие опасные бактерии, вирусы), но условий для её размножения нет. Они "вшиты" в наш генетический код для того, чтобы лейкоциты тренировались на живце...проходили курс молодого бойца. Агафья Лыкова (кемеровская отшельница) осталась одна: все её дети и муж умерли из-за отсутствия закалённого иммунитета. Мутация продолжается добавлением 1-2 новых признаков к уже существующим бактериям.
    В мире размножается память, в данном случае генетическая. Бактерия ест наше тело, и создаёт из него новый, враждебный вид информации, атакующий организм. Запрещать надо создание искусственных вирусов, бактерий типа редакторов генов, совмещённых со стафилококком. Такие синтетические микроорганизмы могут запросто отредактировать, видоизменить нашу генетическую память.
    24.01.2016
  • Да уж, ядерного им мало, готовят чуму... Лучше бы грипп научились лечить и искоренили бы как ту чуму...
    24.01.2016
  • И теперь ученые наконец-то смогли восстановить геном вымершей разновидности чумы! Какое торжество современной науки! Осталось еще повысить ее жизнестойкость и нечаянно "упустить" из лаборатории. :(
    Самые опасные глупцы - это те, которые не совершенно лишены ума...
  • ZeroAntrieb Antrieb,
    ...Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь
    И корни извлекаете по десять раз на дню.
    Ох, вы там добалуетесь! Ох, вы доизвлекаетесь,
    Пока сгниет, заплесневет картофель на корню!...
    24.01.2016
  • Европа и сейчас в чуме, только в другой, чумовые они все там
    25.01.2016
  • Владимир Дзювин, Согласна, нужно запрещать создание вирусов, т.к. это биологическое (бактериологическое) оружие. Запрещать, как ядерное оружие. Американцы, например, вдоль наших южных границ построили несколько биологических лабораторий, в Казахстане, вроде, 2 и в Киргизии также. Что они делают там правительства не знают, местных туда не пускают. Недавно появились известия, что и на Украине начали строить такую же. А насчёт Агафьи Лыковой, у неё умерли отец и браться, от кори.
    25.01.2016
  • Не ищите, а то найдете.
  • Хаха:
    "Традиционно считалось, что эпидемия 1720-22 годов была вызвана крысами с корабля Гран-Сен-Антуан, прибывшим в Марсель из Леванта."
    Точняк. Переносчики - чурки из Сирии.
    Мы же как то аборигенов африки заразили гриппом. Вот и они нас также.
    25.01.2016
  • ZeroAntrieb Antrieb, Полностью согласен.
    25.01.2016
  • Потенциальных разносчиков вируса в Европе сейчас пруд пруди . В каждом городке и на вокзалах. Если испуганный бюргер сразу побежит по медицинской страховке укол антибиотика в жопу ставить, то приезжие арапцы могут и затянуть это дело. Не дай Бог вирус вырвется из разрытых могильников
    25.01.2016
  • Вера, здравствуйте. Ну и у нас "медики" не сидят без дела, иногда радуют. Создали вакцину от эболы, надо бы побольше рекламы на ТВ, но молчат... То, что американцы около границ России - чушь, похожая на климатическое оружие, которое сегодня Америку и накрыло. Диктаторам (и нашим, и американским, и украинским) нужен враг для того, чтобы обирать свой народ, а пальцем в соседа тыкать. Есть ли разница между русским и американским рабочим, врачом, полицейским? Правителями мира управляет жадность: накопили денег на миллион жизней, а проживут одну. Обидно наверно им.
    25.01.2016
  • ZeroAntrieb Antrieb, Вот и я так тоже думаю. Где гарантия, что этот вирус, как и многие, другие, "вдруг" не появится в каком-нибудь населённом месте, как сейчас, когда, я считаю, искусственно, был "разослан" по России "свиной грипп".
    25.01.2016
  • DOVOD-DOVOD, Да и в Москве они "пешком по улице ходят", не стесняясь людей...
    25.01.2016
  • Вера, Вот с Украины к нам вирус "свиного гриппа" и перебрался.
    25.01.2016
  • Владимир Дзювин, Возможно размещение более 300 ЦРЛ (Центральных референс-лабораторий) по всему миру и чушь. Но размещение ЦРЛ на территории Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций КНЦКЗИ в Алматы не чушь, а реальность. Почитайте казахские газеты и что говорят люди в обсуждениях.Если это чушь, то почему МИД РФ выражает по этому поводу озабоченность (зайдите на сайт министерства). Если это чушь, почему Минобороны в 2014 году заказало разработку системы "Беркут-1" (штаб-квартира в г.Кирове) для противодействия биологическим угрозам?
    26.01.2016
  • Татьяна Попова, Не знаю шутка или нет, но возможно. Американцы построили на Украине первую лабораторию ещё в 2010 году. А известный Йошихира Каваока из университета в Мэдисоне, США, создал аналог вируса "испанки", а также вирус гриппа H1N1, известный как свиной, а пытались всем внушить, что это естественная мутация.
    26.01.2016
  • Вера, здравствуйте. Мир связан заботой о ближнем: американцы выкачивают из России нефть, газ... Кто им мешает это делать? Они обобрали нашу с вами страну родными Абрамовичами...Зачем им применять против России инфекции..., если и без них, через банки все деньги уезжают на запад вслед за Горбачёвым? Народ наш трудится в поте лица, чтобы сытая Америка жила ещё лучше. А Вы пишите, что они собираются своих "кормителей" травить дустом. И не только наш народ на американцев и европейцев работает - весь мир: 1 телефон = 8 бочек нефти. Кто у них его купит, если они всех переубивают?
    26.01.2016
  • Владимир Дзювин, Здравствуйте. Это Олбрайт сказала, что русских достаточно 15 млн для добывающей промышленности? Наверное и вам хватит. Только боюсь остальные 80 млн с вами не согласятся. Они вообще-то жить хотят. А какие американские товары можно купить в России? Что-то давно не видела американских лейблов. Вы мне проповедника напоминаете, если честно.
    26.01.2016
  • Вера, здравствуйте. На оскорбления не обижаюсь: пишите факты. Русские покупают доллар - товар США, поддерживая американскую экономику на плаву. Покупают миллиарды долларов в обмен на нефть, газ... покупают бумагу, мыльный пузырь, раздуваемый в том числе и Вами. О! Америка! Она может управлять облаками! Она наделала кучу лабораторий вокруг России! БОЙТЕСЬ! А Вы её рекламируете, вместо того, чтобы писать о достижениях России - открытие наших медиков... Реклама, зарплата - двигатель всего, в том числе и умных людей, уезжающих в штаты, создающих товары, программы, медикаменты, которые будут продавать завтра в 10-ки раз дороже себестоимости в обмен на русскую, арабскую нефть. Сравните зуб керамический и =4 бочки нефти! Нами давно управляют американцы: банковские 30%, неподъёмные для бизнеса, уменьшилась зарплата, возможности людей покупать - встал бизнес (строительный...) Чем больше в России бедного народа, тем больше в Америке богатых: прочитайте Капитал Маркса о прибавочной стоимости, которую НАШИ ОЛИГАРХИ увозят за рубеж.
    27.01.2016
  • Вера, забыл написать... Американцы в лабораториях на границе с Россией собирают информацию о бактериях, вирусах... В мире живёт математическая, биологическая, физическая... память, находящаяся в организме животного - голой обезьяны. Фантазии умирают. Многое из того, что делают биологи сейчас - закрытая информация, которая завтра принесёт прибыль медицинским компаниям, вложивших в неё деньги сегодня.
    27.01.2016