Ученые нашли в пустыне "океаны" микробов, нагревающих пески

Темные почвы пустынь оказались гигантскими теплицами, созданными бактериями
Геологи и биологи из Университета Аризоны выяснили, что самые горячие и безжизненные пустыни не полностью лишены жизни – в их толщах обитает огромное количество бактерий, которые специально делают их пески более темными и горячими.

МОСКВА, 20 янв – РИА Новости. Международная группа геологов совершила удивительное открытие – оказывается, что самые горячие и безжизненные пустыни не полностью лишены жизни – в их толщах обитает огромное количество бактерий, которые делают их пески более темными и горячими, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

"Мы выяснили, что присутствие подобной "биокоры" повышает температуру поверхности почвы на 10 градусов Цельсия. Так как такие структуры покрывают до 20% от всей поверхности планеты, то можно говорить, что бактерии и их пигменты играют важную роль в глобальном тепловом бюджете планеты. По нашим расчетам, почвы содержат 15 миллионов тонн сцитонемина, "крема для загара" бактерий, чьи молекулы разогревают пески пустынь всего мира", — заявила Эстелла Корадо (Estelle Couradeau) из университета штата Аризона в Темпе (США).

Корадо и ее коллеги пришли к подобным "планетарным" выводам, изучая отражающие свойства различных уголков почвы в одних из самых засушливых регионов Земли – пустыни Моаб, расположенной на территории плато Колорадо в Северной Америке.

Как объясняют ученые, то, какое количество тепла поглощает почва, напрямую зависит от ее цвета и отражающих способностей – чем темнее грунт, тем сильнее он будет нагреваться под действием лучей света. Авторов статьи интересовало то, как так называемая "биокора" – сообщества микробов, обитающих на поверхности почвы и в верхних ее слоях – может влиять на альбедо песков пустынь.

Для ответа на этот вопрос геологи собрали несколько образцов спекшихся песков и прочих пустынных почв разной степени темноты, предварительно замерив их температуру днем и ночью, и проанализировали их химический и микробиологический состав.

Ботанический сад
Ученые: бактерии помешают растениям бороться с глобальным потеплением

Как оказалось, присутствие определенных видов сине-зеленых бактерий очень сильно влияла на цвет песков – чем больше в них было бактерий, тем темнее они становились. Соответственно, их появление в почве приводило к резкому росту температур и вымиранию всех остальных микробов, не приспособленных к столь высоким температурам.

Это происходит по той причине, что данные бактерии содержат в себе и выделяют в почву большое количество сцитонемина – темного пигментного вещества, которое делает почву более темной за счет того, что он активно поглощает волны зеленого и желтого света, на чью долю приходится большая часть энергии солнечного света. Всего 10 миллиграмм этого вещества в квадратном метре почвы пустыни способны повысить ее температуру на 1,6 градуса Цельсия.

Лес каменноугольного периода, облик которого был восстановлен по отложениям, законсервированным в вулканическом пепле
Метановые выделения архей были причиной Пермского вымирания

Нагрев почвы, как объясняют ученые, выгоден для этих микробов, так как рост температур ускоряет ход химических реакций в почве и внутри самих бактерий, и при этом очищает почву от "конкурентов". Благодаря этому подобные "биокоры" должны возникать во всех пустынях, где подобные цианобактерии могут выжить.

По оценкам ученых, почти 20% от общей площади Земли могут быть покрыты подобными колониями бактерий, что говорит о том, что они играют существенную роль в "дирижировании" климатом Земли. Поэтому климатологам стоит учитывать то, как будут вести себя эти бактерии при дальнейшем росте глобальных температур, в своих прогнозах по изменению климата, заключают авторы статьи.

• Причина того, что пустыни стали пустынями, совершенно другая. Но очень хочется найти необычное так, что, вроде бы уже понятно. Вот и появляются "научные открытия" типа бактерий, нагревающих днём пустыню на 10оС (а ночью, видимо, они же остужают эту же пустыню). Думаю, что если бактерии и живут в пустыне, то винить их в том, что где-то температура доходить до 90оС, не стоит.
    20.01.2016
  • Так вот,кто виноват в глобальном потеплении !
    20.01.2016
  • Я надеюсь это не явится дурной бомбой заставящей путём уничтожения бактерий превратить пустыню в цветущие сады. Британию точно смоет. Ученных на кол.
    20.01.2016
  • интересное открытие! можно использовать в технике
    20.01.2016
  • Интересно, что получится, если пробы песчаных грунтов с этими бактериями хорошенько пролить водой? Покроются ли "уголки пустыни" травянистыми растениями? Может ли так быть, что бактерии биокоры являются "родителями" травянистого покрова в случае увлажнения песчаников?
    20.01.2016