Россия предложит альтернативный ИТЭР проект термоядерного реактора

В Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН. Архивное фото
В основе создаваемого в Европе реактора лежит использование системы токамак. Ученые Института ядерной физики СО РАН сообщили, что разрабатывают новую схему удержания термоядерной плазмы с помощью открытых ловушек.

НОВОСИБИРСК, 2 янв – РИА Новости. Ученые Института ядерной физики СО РАН планируют разработать и предложить к реализации другим странам мира альтернативный, более привлекательный международному термоядерному экспериментальному реактору (ИТЭР) в коммерческом отношении проект, сообщил РИА Новости замдиректора ИЯФ по научной работе Александр Иванов.

Строительство международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) неподалеку от Марселя, Франция. Архивное фото
Дорога к Солнцу - всемирная стройка термоядерного реактора во Франции
ИТЭР строится во Франции совместно Евросоюзом, Россией, Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей и США. В основе создаваемого реактора лежит использование термоядерной системы токамак – установки для магнитного удержания плазмы, имеющей вид кольца. Это будет первая крупномасштабная попытка использовать для получения электроэнергии термоядерную реакцию, происходящую, в частности, на солнце. В случае успеха это даст человечеству практически неисчерпаемый источник энергии.

"Мы фактически развиваем новое направление, которое должно привести к созданию коммерчески успешного термоядерного реактора. Дело в том, что абсолютно непонятно, является ли токамак наилучшей схемой для коммерческого реактора. Это большой вопрос. У него целый ряд параметров, которые выглядят для этого совершенно неприемлемыми", — сказал ученый.

Иванов сообщил, что ИЯФ разрабатывает новую схему удержания термоядерной плазмы с помощью открытых ловушек. Речь, по его словам идет о том, чтобы создать задел для сооружения в институте в Новосибирске установки с условным названием ГДМЛ (газодинамической ловушки), которая станет последним шагом перед созданием демонстрационного реактора, способного быть коммерчески успешным, то есть тиражируемым проектом для получения электроэнергии.

Строительство международного термоядерного экспериментального реактора. Архивное фото
Россия полностью завершила поставки сверхпроводников для проекта ИТЭР
"Совершенно очевидно, что эта установка – mega-science. В этом смысле, я думаю, что сооружение должно вестись в коллаборации с другими странами. Пока мы занимаемся тем, что создаем технический и научный базис для ее сооружения. Вообще, есть планы по созданию полного проекта", — сказал ученый, отметив, что большой интерес к созданию такой установки проявляют в Японии, США и Китае.

В ИЯФ добавили, что окончательно оформить технический проект и технико-экономические основания для проекта-предшественника прототипу нового термоядерного реактора ГДМЛ институт планирует в рамках программы Института с финансированием Российского научного фонда (РНФ), которая рассчитана до 2018 года.

• Молодцы!
    Ловушки с магн. пробками легче в строительстве , наработки еще советских ученых!
    хороший подарок стране на новый год!
    Как поучавствовать в строительстве?
    02.01.2016
  • Andrei Ganchevici, зри в корень! не до мелочей! тут глобальные задачи кто быстрей сделает рабочий реактор тому почет и уважение всей планеты! соответственно и торг хороший получится!
    Готов участвовать в строительстве ! техником асу или монтажником связи.
    02.01.2016
  • Обидно другое кабинет на фото плитка никакая как и кубики на стене как и стол и компы и вообще все помещение. А ведь уверен для этого стола создана целая фабрика, и целая фабрика по произ-ву этого уродства на полу, как и эти кубики стекла у нас в дешевой Молдавии они разноцветные и разного размера с различными вариантами мастики.
    Мелочь но все же.
  • Молодцы!
    хороший подарок стране на новый год!
    Как поучавствовать в строительстве?
    02.01.2016
    Готов участвовать в строительстве ! техником асу или монтажником связи.
    02.01.2016
  • сроки реализации ИТЕР уже 3 раза переносили. с 2018г теперь на 2025г. Кроме РФ ни кто не выполнил своих обязательств. "Демо" пойдет быстрее.
    02.01.2016
  • Спецстрой РФ бы направить на строительство как в старые добрые времена!
    02.01.2016
  • Моральная поддержка Нашим учёным. Молодцы.
    02.01.2016
  • России очень нужны такие прорывы самой.
    02.01.2016
  • Если учесть, что ТОКАМАК был создан в СССР ещё в 1954 году, а теоретически разработан в 1950 году, то можно сказать, что новая разработка - только очередной шаг к безурановой, безугольной и безгазовой энергетике.
    02.01.2016
  • Как сложно понять, что термоядерный синтез, - это реакция обратная расщеплению атома. А, следовательно, атомный синтез идёт с поглощением энергии, а радиоактивный распад атома идёт с выделением энергии. Вот ещё один успешно запущенный термоядерный реактор в Германии 10 декабря 2015 года. На очереди международный проект, будет таким же «успешным», как и все предыдущие термоядерные реакторы. Перспектива только в более полном, глубоком и бережном использовании радиоактивного распада.
    03.01.2016
  • Andrei Ganchevici, Совсем не уверен, что на фото именно то, о чем пишется в статье. Это обычная заставка - более или менее подходящая по смыслу. Кстати, такими стеклянными кубиками раньше делали остановки транспорта.
    03.01.2016
  • Andrei Ganchevici, конечно, каждый видит в этом что-то своё, но управляемый термоядерный синтез - новый шаг в развитии всего человечества.

Вам не кажется, что немного глупо критиковать настенную плитку у такого проекта?
    03.01.2016
  • > атомный синтез идёт с поглощением энергии

dudin_1949, при синтезе тоже выделяется энергия. Причем большая, чем при распаде. Не верите - посмотрите на Солнце.
    03.01.2016
  • Жаль очень жаль, что нам так и не удалось ничего услышать от (начальника транспортного цеха) Сколково.
    03.01.2016
  • Kirdik 22rus в ответ пользователю Andrei Ganchevici(показатьскрыть)
    Andrei Ganchevici, Зато знаете, как в Москве в министерствах всё отделано?
    Закачаешься!
    03.01.2016
  • Представление о термоядерном синтезе на Солнце перевёрнуто с ног на голову. Кто- то удачно рассказал такую сказку, что её все повторяют до сих пор. В недрах Солнца идёт расщепление атомных ядер до частиц нейтрино с выделением огромной энергии, а на поверхности Солнца идёт синтез. Где из частиц нейтрино образуются электроны, позитроны, фотоны, протоны, нейтроны, атомы водорода, гелия и других элементов. Этот процесс проходит с поглощением энергии. Поэтому кора Солнца имеет температуру на порядки ниже, чем подкорковая часть.
    03.01.2016
  • dudin_1949, выделение энергии идет при синтезе веществ вплодь до железа, синтез более тяжелых ядер идет с потреблением энергии. В данном же реакторе планируют соединять дейтерий и тритий или дейтерий и дейтерий, эти реакции выделяют большое количество тепла
    03.01.2016
  • Честь жить в одном городе с этими выдающимися умами. Спасибо вам за стремление сделать лучшее будущее для нашей планеты и её жителей!
    04.01.2016
  • Единственно реальным прототипом устойчиво-долгоживущей конфигурации плазмы (высоко - или низкотемпературной) является оригинальное "изобретение" Природы - это Шаровая Молния. Излишне напоминать, что устойчивость - это перманентное проявление внутренних сил, возвращающих систему в состояние равновесия (стабильности) при "попытках" внешних сил разрушить систему. Удержать плазму внешними магнитными полями невозможно ввиду нереальности существования Монополя (магнитного). Плазма всегда находит "дырку" в любых магнитных ловушках. Достойно сожаления, что большинство действующих ученых буквально "шарахаются" от темы ШМ - Шаровой Молнии.
    Ваш покорный слуга готов к сотрудничеству. В наличии не только идея, но и практически готовое разрядное устройство.
    07.01.2016