Ученые: генная терапия остановила дистрофию мускулов у мыши

© Фото : Mikal SchlosserЛабораторияЛаборатория
Сразу три группы американских генетиков заявили о том, что им удалось использовать универсальный генетический редактор CRISPR/Cas9 для того, чтобы излечить взрослую мышь от тяжелой генетической болезни – мускульной дистрофии Дюшенна.

МОСКВА, 1 янв – РИА Новости. Генетики из США использовали универсальный генетический редактор CRISPR/Cas9 для того, чтобы излечить взрослую мышь от тяжелой генетической болезни – мускульной дистрофии Дюшенна, что открывает дорогу для создания лекарств от этого расстройства, говорится в статьях, опубликованных в журнале Science.

"Дискуссии вокруг CRISPR и эмбрионов совершенно правильно вызвали опасения по поводу этических последствий таких экспериментов. Но с другой стороны, использование CRISPR для исправления генетических ошибок в тканях тела пациента не является предметом таких споров. Исследования, подобные нашему, показывают, что это можно сделать", — заявил Чарльз Герcбах (Charles Gersbach) из университета Дьюка в Дареме (США).

Герсбах и его коллеги, а также две других группы генетиков из Гарварда и университета Техаса, отчитались о первом успешном использовании технологии CRISPR/Cas9 и особых ретровирусных генных терапий для лечения врожденной дистрофии мускулов, вызванной повреждением в гене, отвечающей за синтез белка дистрофина.

Данный белок, как объясняют ученые, отвечает за прикрепление мускульных волокон к соединительной ткани, защищает их от перегрузки и управляет ростом мышц во время формирования зародыша и после рождения ребенка. В редких случаях, в среднем один раз на 3600 новорожденных мальчиков, ген, отвечающий за сборку молекул дистрофина, повреждается, и у ребенка развивается тяжелая форма мускульной дистрофии, которая может привести к смерти.

Годовалая Лейла, избавленная от лейкемии при помощи генной терапии
Ученые: генная терапия впервые вылечила годовалую девочку от лейкемии

Ген дистрофина, как объясняют ученые, состоит из 79 отдельных блоков-экзонов, мутации в одном из которых автоматически приводят к полному выходу белка из строя. Герсбах и его коллеги несколько лет назад научились заменять эти экзоны при помощи системы CRISPR/Cas, экспериментируя на клетках в пробирке, однако до сих пор им не удавалось создать системы, которая помогала бы доставлять "редактор ДНК" в клетки мускулов в живом организме.

Авторам статьи, и их коллегам из двух других коллабораций, удалось в конечном итоге добиться успеха, используя в качестве "шприца" модифицированный аденовирус, "боевая часть" которого была заменена на систему CRISPR/Cas и "негативы" заменяемых ей генов. Проблема заключалась в том, что геномный редактор просто не лез внутрь вируса – он был слишком большим, чтобы уместиться в компактный аденовирус.

Американский генетик из Гарварда Джордж Черч
Редактор ДНК помог ученым полностью "очеловечить" органы свиней

Здесь ученым из Каролины помог Фен Чжан, один из создателей данной системы удаления и вставки генов. Буквально несколько месяцев назад Чжан нашел более компактную версию CRISPR/Cas в ДНК золотистого стафилококка, которая позволила группе Герсбаха "уместиться" в аденовирус и начать эксперименты на мышах.

Эти опыты шли в несколько этапов – сначала ученые ввели вирус непосредственно в мускулы ног мышей, страдавших от повреждения одного из экзонов в гене дистрофина, а затем, убедившись в том, что генная терапия сработала, биологи ввели вирус в кровоток животного.

По их словам, результаты оказались многообещающими – после удаления неправильного участка мускулы начали производить дистрофин и укрепляться, причем это происходило не только в ноге, но и в сердце и в других частях тела мышей. До клинических испытаний на добровольцах еще очень далеко, однако теперь биологи уверены в том, что их генная терапия в конечном итоге сможет победить мускульную дистрофию.