Ученые впервые измерили температуру в единичной клетке тела

Фотография клетки, полученная термомикроскопом французских ученых
Физики из Франции создали необычный "термометр", который позволяет измерить температуру в отдельных частях клетки, что может помочь ученым в ближайшие годы понять, как вирусы проникают в клетки, а также разработать новые методики лечения рака.

МОСКВА, 30 дек – РИА Новости. Французские физики создали необычный термометр-тепловизор, который позволяет измерить температуру в разных частях клетки, что поможет биологам следить за процессами внутри клетки и находить опухоли внутри организма, говорится в статье, опубликованной в журнале Applied Physics Letters.

"Сейчас мы работаем над уменьшением времени, которое требуется для получения картинки, что позволит нам перейти к наблюдениям за клетками в режиме реального времени. Так же мы хотим проверить, как противораковые лекарства влияют на термические свойства и облик клеток, что позволит нам понять, можно ли использовать тепло для борьбы с раком", — заявил Томас Деу (Thomas Dehoux) из университета Бордо (Франция).

Деу и его коллеги создали первый "клеточный термометр", экспериментируя с особыми оптическими приборами, которые физики называют термоэластичными линзами. Они представляют собой небольшой и очень тонкий лист из титана, который крайне чутко реагирует на нагрев и охлаждение.

На этот лист помещается культура клеток или одиночная клетка, после чего титановая пластина нагревается на доли миллисекунды при помощи мощного пучка лазерного излучения. Металл расширяется, и за этим расширением следит специальная оптическая система, следящая за изменениями в толщине пластины по тому, как долго луч света идет после отражения от нее.

Благодаря тому, что титан примерно на два порядка сильнее реагирует на тепло, чем клетки, малейшие различия в температуре в различных частях клетки крайне сильно отражаются на том, как охлаждается и сжимается титан, расположенный непосредственно под ними. Это позволило физикам увидеть даже малейшие различия в температуре разных уголков клетки с фантастическим разрешением в 2 микрометра на пиксель.

Ядро клетки при заражении вирусом ВИЧ
Биологи сфотографировали процесс заражения клетки частицами ВИЧ

Учитывая то, что все процессы, протекающие в клетке, сопровождаются выделением тепла, создание подобного "термометра" дает ученым новый мощный инструмент для наблюдений за тем, что происходит внутри клеток при их заражении вирусами, при сборке молекул белков, при их делении и в десятках и сотнях других ситуаций.

Подобную методику, как надеется Деу, в ближайшем времени можно будет применять для поиска даже самых небольших следов рака внутри здоровых тканей тела – раковые клетки, по словам ученого, ведут себя заметно активнее, чем их нормальные собратья, и выделяют гораздо больше тепла. Другой интересный вариант применения подобных термометров – наблюдения за заморозкой органов и раскрытие причин того, почему это пока не удается сделать.

• Великолепная вещь - "клеточная термометрия". Раньше в научной литературе я не встречал подобных сообщений. Этот метод поможет более точно отследить нормальные и патологические процессы не только в клетках, но и в хромосомах, клеточном ядре и т.д. в режиме реального времени.
    30.12.2015
  • так сколько градусов то??