Археолог: нянька Тутанхамона могла быть его сестрой - РИА Новости, 21.12.2015

Археолог: нянька Тутанхамона могла быть его сестрой

© AP Photo / Nariman El-MoftyГробница Тутанхамона в Египте
Гробница Тутанхамона в Египте
Первой кормилицей и нянькой фараона Тутанхамона, сына первого в истории Земли царя-реформатора Эхнатона, могла быть его родная сестра Меритатен, что в очередной раз заставило ученых сомневаться в том, кто был его матерью.

МОСКВА, 21 дек – РИА Новости. Первой кормилицей и нянькой фараона Тутанхамона, сына первого в истории Земли царя-реформатора Эхнатона, могла быть его родная сестра Меритатен, что в очередной раз заставило ученых сомневаться в том, кто был его матерью, заявляет французский археолог Алэйн Зиви.

Фараон Аменхотеп, его жена Нефертити и его сын Тутанхамон считаются одними из самых ярких и интересных правителей Древнего Египта эпохи Нового Царства. Аменхотеп провел одну из первых в истории Земли религиозных реформ, попытавшись заменить классических богов Египта и их влиятельных жрецов на культ поклонения Солнцу в лице себя. Нефертити считалась образцом красоты Бронзового Века, а Тутанхамон привлекает внимание ученых и публики своей загадочной смертью в возрасте 20 лет и нетронутой "проклятой" гробницей.

Короткая история жизни Тутанхамона, как рассказывает Зиви, полна загадок – мы до сих пор не знаем, от чего умер фараон, кто точно был его матерью, почему он бы захоронен в спешке и кто спрятан за северной стенкой в его гробнице, фальшивость которой недавно раскрыл известный египтолог Николас Ривз.

Хроники из Амарны говорят о том, что первой нянькой фараона была женщина по имени Майя, представительница знатных кругов, чьи останки были захоронены в некрополе Саккара неподалеку от Каира. Гробница Майи, по словам Зиви, была найдена его научной командой еще в 1996 году, но власти Египта только сейчас дали разрешение на вскрытие и изучение усыпальницы и анализ останков ее обитательницы.

НефертитиФреска на северной стене гробницы Тутанхамона
Археологи нашли тайную гробницу Нефертити в склепе Тутанхамона

Когда ученые заглянули в склеп, Зиви заметил барельеф, на котором была изображена Майя. Первый же взгляд на картину вызвал крайнее удивление у археолога – на нем кормилица фараона была изображена на троне вместе с младенцем-Тутанхамоном, который покоился у нее на коленках.

Черты лица, его форма и прочие детали были почти идентичны для фараона и Майи, и похожий барельеф присутствует в гробнице Аменхотепа. Это, как считает Зиви, позволяет с очень большой уверенностью говорит о том, что Майя на самом деле была дочерью Аменхотепа и Нефертити, старшей сестрой Тутанхамона по имени Меритатен.

Учитывая, что ДНК фараона и всех известных жен Аменхотепа не имеют в себе общих черт, подобное открытие является очень серьезным аргументом в пользу того, что Меритатен или одна из сестер Аменхотепа могла быть матерью Тутанхамона.

Ответ на этот вопрос, как признает ученый, будет получить крайне сложно, так как мумия Меритатен так и не была найдена. Генетический анализ и сравнение обрывков ее ДНК с геномом отца и брата, отмечает Зиви, позволили бы на 100% развеять сомнения в том, что Майя и Меритатен — одно и то же лицо. Как считают некоторые египтологи, тайная комната в гробнице Тутанхамона может скрывать не Нефертити, а Меритатен, о чем мы узнаем в скором времени, когда ученые начнут ее изучение.

Через месяц, как обещают представители надзорных органов Египта, гробница Майи-Меритатен будет открыта для посетителей, и туристы и жители Египта смогут заглянуть в тайны одного из самых необычных и загадочных семейств фараонов в истории Нового Царства.