Астрономы: космический вампиризм омолаживает недра звезд-"Лазарей" - РИА Новости, 08.12.2015

Астрономы: космический вампиризм омолаживает недра звезд-"Лазарей"

© NASA/ESA, A. Feild (STScI)Так художник представил себе звезду-"вампира", омолаживающую себя за счет умирающего спутника
Так художник представил себе звезду-вампира, омолаживающую себя за счет умирающего спутника
Некоторые звезды на окраинах Галактики выглядят невозможно молодо для своего возраста благодаря космическому "вампиризму" — они перерождаются, в буквальном смысле высасывая материю из их умирающих соседей, красных гигантов.

МОСКВА, 8 дек – РИА Новости. Некоторые звезды на окраинах Галактики выглядят невозможно молодо для своего возраста благодаря космическому "вампиризму" — они перерождаются, в буквальном смысле высасывая материю из их умирающих соседей, красных гигантов, заявляют астрономы в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Голубые отставшие звезды (blue stragglers) встречаются только в шаровых звездных скоплениях. Стандартные представления об эволюции звезд предполагают, что путь развития светила и его параметры в каждый момент времени определяются изначальной массой и возрастом. Поскольку все звезды в таком скоплении возникают примерно в один момент, на диаграмме Герцшпрунга-Рассела они должны находиться в четко определенных границах.

Голубые отставшие звезды же, в соответствии со своим названием, "отстают" от основной группы: их температура выше, а спектр излучения сильнее смещен в синюю область, чем у "ровесников". Поэтому можно говорить о том, что эти светила каким-то образом, как библейский Лазарь, омолодились и восстали из мертвых. Первые такие звезды были открыты американским астрономом Алланом Сэндиджем в 1953 году.

Натали Госнелл (Natalie Gosnell) из университета Техаса в Остине (США) и ее коллеги раскрыли тайну перерождения большого числа таких звезд, наблюдая за целым "выводком" подобных светил в открытом звездном скоплении NGC 188, расположенном на окраинах Млечного Пути в созвездии Цефея.

Молодые звезды на окраинах эллиптической галактики M105, обнаруженные телескопом Хаббл
Необычно юные звезды "омолаживаются" за счет соседей, полагают ученые

Изучая снимки с "Хаббла", полученные при наблюдении за этим скоплением звезд, ученые нашли две дюжины отставших звезд, семь из которых жили в космосе не одни, а в компании относительно молодых белых карликов. Еще семь светил из этого набора звезд жили в компании с красными гигантами, доживавшими свой век и готовившимися превратиться в белого карлика.

Фотографии с космической обсерватории помогли Госнелл и ее коллегам доказать, что эти "светила-Лазари" являются космическими вампирами – они высасывают водород из внешних оболочек красных гигантов, которые умирающая звезда не может удержать из-за растущей температуры в ее ядре. В конечном итоге она превращается в белого карлика, а на месте ее менее крупного спутника возникает омоложенная отставшая звезда.

"Подобное открытие было потрясающим свершением для нас. До настоящего момента у нас не было никаких доказательств в пользу этой теории, только намеки на нее. Теперь нам впервые удалось показать, что значительная часть подобных светил формируется в результате переноса массы", — заключает Госнелл.