Физик: гравитация не помешает созданию сложного квантового компьютера - РИА Новости, 02.03.2020

Физик: гравитация не помешает созданию сложного квантового компьютера

© D-Wave Systems, Inc.Чип процессора 128-кубитного квантового компьютера, произведенный компанией D-Wave Systems Inc.
Первые универсальные квантовые компьютеры будут созданы в ближайшие два десятилетия, и их разработке не помешает то, что феномен гравитационного замедления времени мешает стабильности квантовых связей, заявил швейцарский физик Николя Жизан в эксклюзивном интервью РИА "Новости".

МОСКВА, 30 ноя – РИА Новости. Первые универсальные квантовые компьютеры будут созданы в ближайшие два десятилетия, и их разработке не помешает то, что феномен гравитационного замедления времени мешает стабильности квантовых связей, заявил швейцарский физик Николя Жизан в эксклюзивном интервью РИА "Новости".

"Конечно, речь идет о нескольких десятилетиях, и все, конечно, зависит от того, что называть квантовым компьютером. Если мы говорим об универсальных квантовых компьютерах, способных проводить произвольные вычислительные операции, то речь идет об одном-двух десятилетиях. Но я думаю, что в ближайшие годы появится множество квантовых вычислителей-симуляторов, способных решать частные, но очень интересные задачи", — заявил Жизан.

На этих выходных Николя Жизан представил в Москве, на книжной ярмарке non/fictio№ 17, проводившейся в Центральном доме художника, свою книгу " Квантовая случайность: нелокальность, телепортация и другие квантовые чудеса". В этом научно-популярном труде, переведенном на русский язык и изданном при содействии Российского квантового центра, в доступном виде излагаются все главные законы, тайны и закономерности мира квантовой физики.

Художественное отображение магнитного момента ядра атома фосфора, квантово-запутанного с магнитным моментом электрона. Запутанные состояния называются неразделимыми, поскольку невозможно описать состояние одного магнитного момента без описания другого.Чип процессора 128-кубитного квантового компьютера, произведенный компанией D-Wave Systems Inc.
Физики выяснили, почему квантовая механика не работает в макромире

Недавно физики из Австрии открыли любопытный феномен, который может накладывать серьезные ограничения на работу всех устройств, использующих квантовые эффекты. Они выяснили, что замедление времени, порождаемое гравитацией, в том числе и притяжением Земли, способно само по себе нарушать квантовые связи между объектами и заставлять их вести себя в соответствии с законами "нормальной", а не квантовой физики.

Как считает Жизан, подобные опасения беспочвенны – в контексте развития квантовых вычислительных устройств, гравитация не будет играть никакой роли. По его словам, "между гравитацией и феноменом запутанности частиц действительно есть ряд интересных связей, но гравитация не будет никак ограничивать мощности и размеры квантовых компьютеров".

В октябре 2015 года российские физики впервые рассказали о том, что им удалось восстановить утерянную запутанность фотонов света, что позволяет создавать устройства, способные усиливать и повторять квантовый сигнал, необходимый для расшифровки сигнала.

Ученые рядом с экспериментальной установкойПрибор для восстановления утерянных квантовых связей
Российские физики впервые восстановили "запутанность" квантового света

По словам Жизана, подобные приборы не несут за собой угрозы для безопасности защищенных квантовых сетей – при их помощи, как считает физик, подслушать сигнал все равно будет невозможно, так как этому будут мешать законы квантовой физики.

"Квантовые повторители, над созданием мы тоже работаем в Женеве, не представляют собой никакой угрозы для квантовых сетей. Наоборот, они позволят нам преодолеть предел в 200-300 километров. Данные при прохождении через подобные устройства по прежнему будут защищены, так как их копированию будет препятствовать теорема о запрете клонирования", — продолжил физик.

Такие устройства, по словам Жизана, будут задействовать два разных квантовых феномена для передачи и усиления информации – квантовую память и квантовую телепортацию. Подобные повторители могут так же стать одним из ключевых компонентов квантовых компьютеров, заключает ученый.