Ученые: осы-паразиты неоднократно "порабощали" вирусы в ходе эволюции

© Thomas Steinemann, IRBI-CNRSОса-наездник Venturia canescens заражает гусеницу амбарной молиОса-наездник Venturia canescens заражает гусеницу амбарной моли

Генетики из Франции выяснили, что осы-наездники постоянно "порабощают" новые вирусы и используют их для того, чтобы защищать свое потомство внутри организма гусениц бабочек и других насекомых, на которых они паразитируют.

МОСКВА, 29 ноя – РИА Новости. Паразитические осы-наездники за время своей эволюции "поработили" и интегрировали в свой геном целый арсенал вирусов, которые помогают их потомству выживать внутри гусениц бабочек и даже "зомбировать" их, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Многие паразитические осы из инфраотряда наездников (Parasitica) привлекают внимание биологов и генетиков тем, что они пользуются "биологическим оружием" – вирусами-симбионтами, которых они впрыскивают вместе со своими яйцами в тело насекомых, внутри которых растут их личинки.

Ученые достаточно давно спорят о том, что собой представляют эти вирусы – кто был их прародителем, какие первоначальные цели исполнял вирус в организме осы и кто кого "приручил" – насекомое вирус или вирус – насекомое, и как они развивались дальше.

Анна-Натали Волков (Anne-Nathalie Volkoff) из университета Монпелье (Франция) и ее коллеги попытались найти ответ на этот вопросы, анализируя геном паразитической осы вида Venturia canescens, чьи "боевые вирусы" отличаются относительно примитивной структурой – в них даже нет ДНК, а только содержатся токсины, убивающие иммунную систему жертвы.

Паразитическая оса
Биологи открыли вид ос, превращающих пауков в послушных "зомби"

Как отмечают ученые, яичники этой осы производят большое количество вирусоподобных частиц, представляющих собой капсид – "броню" вируса – внутри которой находится набор белков, обладающих крайне токсичными свойствами. Авторы статьи проследили за работой клеток, вырабатывающих эти вирусы, и извлекли из них нити РНК, которые содержат в себе инструкции по их сборке.

Их анализ показал, что они принадлежали патогену Oryctes rhinoceros из семейства так называемых нудивирусов – прародителей множества других патогенов, которыми пользуются другие виды наездников. Что интересно, судя по структуре генов, отвечающих за сборку капсида и белковой "начинки" вируса, он не является родичем так называемых браковирусов, которыми пользуются многие другие виды ос.

Бабочка монарх
Вирус-"предатель" помогает бабочкам воровать гены у ос-паразитов

Это очень важное с эволюционной точки зрения открытие – получается, что осы приручали и "порабощали" вирусы неоднократно в истории своей эволюции, уже после того, как предки различных семейств наездников разделились. Этот процесс, судя по почти незначительному разбросу "обрывков" нудивируса в геноме Venturia canescens, продолжается даже сегодня – Oryctes rhinoceros был интегрирован в геном осы всего несколько миллионов лет назад.

Все это позволяет говорить о том, что "приручение" вирусов было не случайным событием, а важным механизмов в эволюции наездников и увеличении числа их видов. Интересным вопросом становится то, что происходит со "старыми" вирусами – Волков и ее коллеги нашли обрывки ДНК других вирусов, которые никак себя не проявляли в жизни ос. Ученые планируют найти ответ на вопрос, почему это происходит, в своих последующих анализах ДНК ос-наездников.