Ученые: большинство двойников Земли будут безжизненными из-за радиации - РИА Новости, 18.11.2015

Ученые: большинство двойников Земли будут безжизненными из-за радиации

© Mark A Garlick / University of WarwickТак художник представил себе экзопланету Kepler-438b
Так художник представил себе экзопланету Kepler-438b
Почти все двойники Земли будут полностью лишенными жизни из-за того, что частые вспышки на поверхности звезд и вырабатываемая ими радиация будут "обдирать" их атмосферу.

МОСКВА, 18 ноя – РИА Новости. Почти все двойники Земли будут полностью лишенными жизни из-за того, что частые вспышки на поверхности звезд и вырабатываемая ими радиация будут "обдирать" их атмосферу, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"Во время корональных выбросов массы Солнце "выплевывает" большие количества плазмы, и у нас нет оснований полагать, что это не происходит на других звездах. Вероятность того, что подобные выбросы случаются, растет с числом вспышек на поверхности звезды, и большие "плевки" способны ободрать атмосферу у любой планеты, расположенной близко к светилу, что сделает ее необитаемой",  заявила Хлоя Пью (Chloe Pugh) из университета Уорика (Великобритания).

По словам Пью, негативное действие корональных выбросов будет усиливаться тем, что ослабленная атмосфера двойника Земли будет плохо защищать его поверхность от заряженных частиц и жесткого ультрафиолета и рентгена, вырабатываемого светилом, что окончательно должно добить жизнь.

Пью и ее коллеги по университету пришли к такому выводу и признали самого перспективного кандидата на роль "второй Земли" – планету Kepler-438b – необитаемой, наблюдая за активностью красного карлика, вокруг которого она вращается, и ряда других подобных звезд, используя данные, которые орбитальный телескоп "Кеплер" собирал во время четырех лет своей работы.

Водный мир GJ 1214b, обращающийся вокруг красного карлика в созвездии Змееносца
Планеты у красных карликов будут "мертвы" из-за магнитного поля

Звезда Kepler-438 и другие красные карлики, в окрестностях которых были найдены похожие на Землю планеты, достаточно давно считаются астрономами очень спокойными звездами, на чьей поверхности почти не происходит вспышек и выбросов плазмы. Британские планетологи решили проверить, так ли это на самом деле.

Водный мир GJ 1214b, обращающийся вокруг красного карлика в созвездии Змееносца. Архивное фото
Половина звезд-красных карликов имеют потенциально обитаемые планеты

Как оказалось, подобные светила на самом деле более активны, чем Солнце, и на их поверхности нередко происходят мощные выбросы плазмы, способные "пробить" даже достаточно сильный магнитный щит Земли. Так как такие вспышки происходят на Kepler-438 и других подобных звездах достаточно часто – примерно раз в 200 дней, то они должны были достаточно быстро "ободрать" атмосферу Kepler-438b и сделать планету более уязвимой для действия космических лучей.

Как подчеркивает Пью, все это не обязательно означает, что все двойники Земли у красных карликов будут необитаемыми – среди изученных ими пар светил и планет им удалось выделить несколько звезд, чья активность была не такой высокой, как у Kepler-438. Вполне возможно, что часть из них будет пригодна для жизни, однако планетологам все равно стоит с осторожностью говорить о подобных планетах как о потенциальных "двойниках" Земли, заключают британские астрономы.