Астрономы нашли планету, где дуют "сверхзвуковые" ветра

Планета HD189733b, в чьей атмосфере присутствуют сверхбыстрые сверхзвуковые ветра
Британские астрономы обнаружили, что в атмосфере "горячего юпитера" HD 189733b в созвездии Лисички господствуют мощнейшие ветра, движущиеся быстрее скорости звука в семь и более раз.

МОСКВА, 15 ноя – РИА Новости. Планетологи из Великобритании выяснили, что "горячий юпитер" HD 189733b в созвездии Лисички является "сверхзвуковой" планетой – в его атмосфере господствуют мощнейшие ветра, дующие со скоростью 8700 километров в час, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Экзопланета HD 189733b была открыта в октябре 2005 года при помощи телескопов в обсерватории Верхнего Прованса. Она в 1,14 раза больше Юпитера и почти во столько же раз тяжелее его. Она обращается вокруг звезды HD 189733 А, чьи размер и масса составляют примерно 80% от солнечных. HD 189733b расположена примерно в 30 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу.

Данная планета является типичным газовым гигантом из класса "горячих юпитеров", который получил много внимания со стороны астрономов в последние годы из-за близости к Земле и необычной голубой окраски его атмосферы. За это время ученые успели получить ее фотографии в разных диапазонах частот, найти в ее атмосфере углекислоту, воду и кремний, а также выяснить, что звезда постепенно "сдувает" газовые оболочки этого гиганта.

Тим Лоуден (Tim Louden) и Питер Уитли (Peter Wheatley) из университета Уорика (Великобритания) раскрыли еще одну необычную черту этой планеты – ее "сверхзвуковые" ветра – составив первую карту погоды в верхних слоях ее атмосферы при помощи инструмента HARPS, установленного на один из телескопов Европейской Южной Обсерватории в Чили.

Ярко-голубая планета HD 189733b
"Хаббл" сфотографировал ярко-голубую планету в созвездии Лисички

Как объясняют планетологи, положение некоторых линий в спектре крупных планет, подобных HD 189733b, во многом зависит от того, в какую сторону и с какой силой дуют ветра в ее атмосфере. Если ветра движутся в сторону Земли, то тогда атмосфера планеты будет казаться нам более голубой, а если они летят в противоположную сторону, то тогда эта часть воздушной оболочки будет "краснеть".

Наблюдая за подобными "покраснениями" и "посинениями" атмосферы HD 189733b в разных ее частях, Лоуден и Уитли впервые смогли составить точную карту погоды на этом "горячем юпитере", и использовать ее для оценки скорости ветров. В этом ученым помогло то, что яркость звезды различается для ее краев и центра, что позволило британским планетологам изучить каждое "полушарие" HD 189733b отдельно друг от друга.

Три года назад другая группа планетологов уже пыталась измерить скорость ветров, опираясь на то, как быстро двигались облака в атмосфере HD 189733b. Их расчеты показали, что ветра на HD 189733b были невероятно быстрыми – их скорость должна была превышать тысячу километров в час.

Испарение атмосферы планеты HD 189733b под действием сверхмощной вспышки на звезде
Астрономы увидели, как звезда "сдувает" атмосферу со своей планеты

Как выяснили Лоуден и Уитли, на самом деле ветра в атмосфере HD 189733b еще быстрее – они движутся с запада на восток со скоростью, превышающей 2,4 километра в секунду, или около 8,7 тысячи километров в час. Подобной скорости, в семь раз превышающей скорость звука в воздухе, хватило бы для того, чтобы преодолеть лунное притяжение и взлететь с поверхности Луны.

Подобный показатель делает HD 189733b настоящим рекордсменом в мире известных нам планет. Как полагают Лоуден и Уитли, их методику в принципе можно использовать и для оценки скорости ветров на менее экстремальных планетах, чем этот "горячий юпитер", что позволит нам лучше оценивать то, насколько пригоден тот или иной кандидат на роль "двойника Земли".

• Скорость определяется относительно чего-то. Если газовая и если она просто быстро вращается,то относительно чего дует ветер?
  • возможно-ли такое?
  • Это же Британские ученые
    15.11.2015
  • Насколько помню, при разглядывании звёзд в любой из имеющихся в распоряжении человечества телескопов, видно только световое пятно, объём самой звезды не увеличивается для наблюдателя ни на йоту. Спрашивается, как они там ветры разглядели?
    17.11.2015