Ученые: супервулканы взрываются только под действием "внешних сил"

© Фото : “Windows into the Earth,” Robert B. Smith and Lee J. SiegelБольшой призматический источник в жерле Йеллоустонского супервулканаБольшой призматический источник в жерле Йеллоустонского супервулкана
Американские геологи показали пр помощи суперкомпьютера, что супервулканы взрываются и начинают мощнейшие извержения не сами по себе, а только при действии "внешних сил" в виде землятрясений, движения тектонических плит или ударов метеоритов.

МОСКВА, 5 ноя – РИА Новости. Геологи из США выяснили, что супервулканы, наподобие спящего Йеллоустонского супервулкана, взрываются и извергаются только при наличии внешних сил, вроде землетрясений или ударов метеоритов, способных разрушить его "крышку", говорится в статье, опубликованной в Journal of Volcanology and Geothermal Research.

"Мы привыкли думать, что все извержения вулканов происходят по той причине, что давление в магматической камере под ним постепенно растет и достигает такой точки, что вулкан взрывается. Мы изучили останки супервулканов, и не нашли следов подобного нагнетания давления", — заявила Патрисия Грегг (Patricia Gregg) из университета Иллинойса в Урбане (США).

Грегг и ее коллеги пришли к такому выводу, изучив данные, собранные в ходе исследования образцов застывшей магмы из кальдер различных супервулканов в последние годы. Ученых заинтересовало то, что плотность и другие физические параметры этих фрагментов вулканической материи были заметно выше, чем они ожидали увидеть.

Йеллоустонский вулкан
Ученые: извержения супервулканов происходят почти мгновенно

Дело в том, что, как считают сегодня геологи, извержения супервулканов происходят из-за того, что магма обладает более низкой плотностью, чем породы, складывающие будущее жерло вулкана. Благодаря этому "пузырь" магмы просто всплывает к поверхности  Земли, пробивая "крышку" вулкана.

Большая плотность останков древних супервулканов заставила Грегг усомниться в этом. Ее команда проверила, справедливы ли общепринятые теории, используя компьютерную модель супервулкана и пузыря магмы в нем.

Как показали расчеты геологов, даже при очень больших размерах магматической камеры, крупном пузыре и большой разнице в плотности между ним и окружающими его породами, давление, вырабатываемое всплывающей магмой, будет недостаточно высоким для того, чтобы "прорубить окно" к поверхности Земли. По этой причине извержение супервулкана само по себе вряд ли может произойти.

Большой призматический источник в жерле Йеллоустонского супервулкана
Геологи обещают предсказать, когда взорвется супервулкан в Йеллоустоне

Тем не менее, они неоднократно случались в прошлом, что заставляет задуматься, чем были вызваны такие катаклизмы. Как считают Грегг и ее коллеги, супервулканы взрываются благодаря действию "внешних сил" – сминанию и появлению трещин в крышке вулкана в результате движения тектонических плит, землетрясений или ударов метеоритов.

Это открытие является одновременно плохой и хорошей новостью касательно Йеллоустонского супервулкана. Плохая часть заключается в том, что существующие системы мониторинга за вулканами нельзя использовать для наблюдения за их "большими братьями", что должно заставить ученых создать новые методики оценки их "здоровья".

С другой стороны, открытие внешних, преимущественно тектонических корней супервулканов позволяет геологам гораздо точнее предсказывать время и масштабы их извержений, опираясь на данные по сейсмической активности в окрестностях Йеллоустона и других известных супервулканов, а также на их компьютерные модели.

В ближайшее время, к примеру, Грегг и ее коллеги планируют использовать суперкомпьютер Blue Waters для новых расчетов того времени, когда Йеллоустонский супервулкан взорвется.