Ученые нашли потенциально болезнетворных бактерий на борту МКС - РИА Новости, 27.10.2015

Ученые нашли потенциально болезнетворных бактерий на борту МКС

© NASAМеждународная космическая станция
Международная космическая станция
Биологи проанализировали пробы пыли, собранные на борту МКС, и пришли к выводу, что на станцию проникли потенциально опасные бактерии, способные вызвать тяжелые болезни в условиях невесомости.

МОСКВА, 27 окт – РИА Новости. Биологи проанализировали пробы пыли, собранные на борту МКС, и пришли к выводу, что на станцию проникли потенциально опасные бактерии, способные вызвать тяжелые болезни в условиях невесомости, говорится в статье, опубликованной в журнале Microbiome.

Перед отправкой на МКС или просто на орбиту все космонавты и астронавты проходят жесткий медицинский контроль, в рамках которого их тело очищается от всех опасных и безобидных микробов и прочих жителей микромира. Подобная осторожность отчасти объясняется тем, что биологи пока не знают, как микробы будут вести бактерии в условиях невесомости, избытка углекислоты и космических лучей, и как на них будет реагировать ослабленная иммунная система.

Кастури Венкатесваран (Kasthuri Venkateswaran) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США) и его коллеги попытались найти ответ на этот вопрос, сравнив то, какие микробы собираются в пылесборниках на стенах МКС, с тем, какие бактерии живут в аналогичных местах в имитаторах жизни на космической станции на Земле.

Работы в российском сегменте МКС. 2011 годМодуль Звезда международной космической станции
Медики нашли изменения в иммунной системе у космонавтов на МКС

Получив образцы пыли и материи фильтров с борта МКС, авторы статьи проанализировали их при помощи новейших систем извлечения и расшифровки ДНК, которые позволяют найти следы микробов и установить их родовую и семейную принадлежность даже по самым небольшим обрывкам ДНК и так называемой рибосомной РНК.

Как оказалось, на борту МКС действительно живет много бактерий,  причем их видовой состав заметно отличается от того, какие микроорганизмы присутствуют в моделях МКС на Земле. К примеру, на станции присутствует большое количество так называемых актинобактерий, к числу которых относятся возбудители дифтерии и чесотки, что делает их потенциально опасными для обитателей МКС.

С другой стороны, на борту станции, в отличии от ее имитатора на Земле, почти нет так называемых фирмикут, к которым относятся стафилококк, возбудители ящура, ботулизма, столбняка и ряда других болезней. Все это говорит о том, что разные бактерии переносят невесомость и жизнь в космосе не одинаковым образом. Это должно побудить НАСА выработать новые стандарты по очистке тела астронавтов и защите грузов, отправляемых на МКС, заключают ученые.