Ученые открыли 238 генов долгожительства в ДНК дрожжей

Культуры дрожжей с пересаженными человеческими генами
Ученые из США открыли свыше 200 генов, влияющих на продолжительность жизни обычных пищевых дрожжей, половина из которых может управлять долголетием человека и других млекопитающих.

МОСКВА, 9 окт – РИА Новости. Генетики обнаружили свыше двух сотен генов в ДНК обычных пищевых дрожжей, отключение которых ведет к значительному увеличению  продолжительности жизни этих грибков, и в перспективе – к продлению жизни человека, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism.

"В рамках этого исследования мы пытались понять, как весь геном в целом влияет на старение, и что представляет собой процесс одряхления организма. Оно дало нам ту точку опоры, от которой мы можем отталкиваться, изучая всю совокупность процессов, влияющих на старение дрожжей", — заявил Брайан Кеннеди (Brian Kennedy) из института старения Бака в Новато (США).

Кеннеди и его коллеги смогли открыть эти гены благодаря месяцам и годам беспрерывного анализа мелких различий в работе генов и долгожительстве у почти пяти тысяч штаммов дрожжей, из ДНК которых был удален всего один ген.

Ученые оценивали продолжительность жизни дрожжей неординарным способом – они следили за тем, как много дочерних клеток производил грибок перед тем, как он прекращал размножаться. Для убыстрения этого процесса биологи даже создали специальный микроскоп, который самостоятельно сортировал и подсчитывал клетки в пробирке.

Продуктом этих подсчетов и изысканий стало открытие 238 генов, которые так или иначе влияли на продолжительность жизни и плодовитость дрожжей. Самым интересным из них стал участок под названием LOS1, связанный с транспортировкой аминокислот к месту сборка белковых молекул и починкой ДНК. Его отключение, как рассказывает Кеннеди, привело к самому заметному увеличению числа потомства у материнских дрожжей.

Ночницы Брандта могут прожить около 40 лет, несмотря на массу тела в 6-8 грамм
Ученые: геном летучей мыши-"аксакала" поможет найти гены долголетия

Самое интересное заключается в том, что этот ген связан с другим важным участком ДНК – геном mTOR, который включается в тех случаях, когда животное или грибок садятся на диету. В недавние годы, объясняет Кеннеди, ученые очень активно интересуются тем, почему ограничение калорий продлевает жизнь некоторым животным, а на других не действует, и изучение LOS1 может дать ответ на этот вопрос.

"Почти половина этих генов, влияющих на продолжительность жизни, встречается и в ДНК млекопитающих. В теории, все эти участки ДНК могут быть теми "мишенями", по которым могут бить лекарства для продления жизни. Теперь нам остается понять, какие из них можно использовать в таком качестве", — заключает Кеннеди.