Комета Чурюмова-Герасименко оказалась склеена из двух частей

/
Ученые, анализирующие фотографии и данные с зонда "Розетта", показали, что комета Чурюмова-Герасименко возникла в результате склеивания двух древних комет, столкнувшихся друг с другом во времена юности Солнечной системы.

МОСКВА, 28 сен – РИА Новости. Анализ данных, собранных зондом "Розетта" за год работы на орбите кометы Чурюмова-Герасименко, однозначно показал, что это небесное тело представляет собой "склейку" из двух древних комет, столкнувшихся друг с другом во времена юности Солнечной системы, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature.

После того, как зонд "Розетта" проснулась в январе прошлого года и начала сближаться с кометой 67Р/Чурюмова-Герасименко, перед глазами ученых предстало неожиданное зрелище – оказалось, что данное небесное тело было похоже не на шар, а на своеобразную гантель или утенка для ванной. Это открытие породило ожесточенные споры – приобрела ли комета такую форму в результате разрушения ее центральной части, или же, может ли она быть продуктом столкновения двух небесных тел, склеившихся при ударе.

Маттео Массирони (Matteo Massironi) из университета Падуи (Италия) и ряд других планетологов, работающих с "Розеттой", нашли убедительные аргументы в пользу второй теории, анализируя снимки, полученные камерой OSIRIS на борту зонда с ноября прошлого года и по март текущего года.

Как выяснили авторы статьи, недра кометы в каждой половинке "гантели" похожи по своему устройству на своеобразные многослойные луковицы. Если бы комета представляла бы единое целое, разделенное на две части в результате разрушения ее центральных регионов, то тогда ученые видели бы, образно выражаясь, не целые "луковицы", а их фрагменты и половинки, разделенные пустотой.

Обратное говорит о том, что на самом деле комета Чурюмова-Герасименко возникла в результате столкновения и слияния двух "протокометных тел в далеком прошлом, склеившихся между собой из-за небольшой скорости "встречного движения". В пользу этого говорит и то, что все высокие структуры на комете "повернуты" не в сторону общего центра массы 67P, а в сторону тех точек, где должны были располагаться центры тяжести ее половинок.

Фотография кометы Чурюмова-Герасименко, сделанная космическим аппаратом Розетта (Rosetta). 11 ноября 2014
Астрономы выяснили, как возникла "гантель" кометы Чурюмова-Герасименко

К схожим выводам, хотя и на базе теоретических выкладок, несколькими месяцами ранее пришли швейцарские планетологи, объяснившие то, почему комета приобрела подобную гантелеобразную форму и вычислившие скорость, на которой сталкивались прародители кометы Чурюмова-Герасименко.

Как показали эти расчеты, комета Чурюмова-Герасименко и похожие на нее "косматые чудовища" родились в относительно тихих и спокойных условиях. По словам планетологов, они возникли в ходе столкновения двух относительно крупных "зародышей" диаметром в километр, которые столкнулись друг с другом на очень небольшой скорости – 1,5 метра в секунду, что примерно равно скорости движения велосипеда.

После первого столкновения будущие половинки кометы разлетятся в стороны, и на поверхности большей из них возникнет небольшая горка материи, оставленной меньшим "зародышем" кометы, которая в дальнейшем станет своеобразным "цементом", соединяющим их.

Через полдня они встретятся еще раз, и на этот раз столкновение приведет к их склеиванию и деформации, в результате чего возникнет или характерная гантель, если скорость столкновения была низкой, или "груша", если небесные тела летели быстро или столкнулись под почти прямым углом.