Ученые нашли проблемное место в мозге людей с синдромом Дауна

/
Британские биологи выяснили, благодаря каким биологическим механизмам развивается слабоумие у людей, страдающих от синдрома Дауна, и выделили несколько генов, починка которых потенциально способна ликвидировать эту проблему.

МОСКВА, 3 авг – РИА Новости. Нейрофизиологи раскрыли механизмы развития слабоумия, характерного для людей, страдающих от синдрома Дауна, и нашли возможные способы починки центра их памяти и  возвращения им нормальной способности запоминать новую информацию и учиться, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

"Наше исследование показало, что гиппокамп является особенно уязвимым к действию генов из "лишней" 21-ой хромосомы. Методики лечения, которые смогут нормализовать работу этих сегментов ДНК, могут быть особенно эффективными для лечения синдрома Дауна в ближайшем будущем", — заявил Джонатан Уиттон (Jonathan Witton) из Бристольского университета (Великобритания).

Уиттон и его коллеги раскрыли молекулярные механизмы развития проблем с памятью и появлением слабоумия у детей и взрослых, страдающих от синдрома Дауна, изучая структуру мозга мышей, чей геном содержал третью копию человеческой 21-ой хромосомы и чьи гены, отвечающие за работу нервной системы, были максимально приближены к человеческим.

Изучая структуру срезов мозга и работу нервных клеток в организме живых грызунов, ученые обнаружили, что самые серьезные и негативные изменения в функционировании отдельных нейронов и их окончаний происходят в гиппокампе, центре долговременной памяти человека и животных.

Как выяснили ученые, лишняя копия хромосомы мешает клетке в этой части мозга формировать нормальное количество связей с другими клетками и снижает их способность "переключаться" на работу с другими частями гиппокампа. Все это резко ухудшает способность запоминать новую информацию, удерживать в памяти текущие события и ведет к развитию симптомов, характерных для носителей синдрома Дауна.

Группа Уиттона выделила несколько генов — Dyrk1A, GluR1 и некоторые другие сегменты ДНК – отключение или включение которых может нормализовать работу гиппокампа и вернуть так называемым нейронам места – ключевому компоненту центра памяти – способность быстро формировать полноценные связи с другими регионами мозга.

Как подчеркивают авторы статьи, эта работа еще далека до завершения. Им лишь удалось найти причину развития слабоумия у людей, страдающих от синдрома Дауна, и на поиски адекватного метода ликвидации этих проблем может уйти еще несколько лет.