Ученые: магнитное поле Земли возникло почти с рождением планеты - РИА Новости, 31.07.2015

Ученые: магнитное поле Земли возникло почти с рождением планеты

© Фото : Michael Osadciw/University of Rochester Так художник представил себе магнитное поле Земли, существовавшее с самого рождения планеты
Магнитный "щит" нашей планеты, защищающей ее от космических лучей и солнечного ветра, возник практически сразу после ее рождения, примерно 4 миллиарда лет назад, что почти на 600 миллионов лет раньше, чем считалось ранее.

МОСКВА, 30 июл – РИА Новости. Магнитный "щит" нашей планеты, защищающей ее от космических лучей и солнечного ветра, возник практически сразу после ее рождения, примерно 4 миллиарда лет назад, что почти на 600 миллионов лет раньше, чем считалось ранее, заявляют геологи в статье, опубликованной в журнале Science.

"Среди нас не было консенсуса насчет того когда возникла тектоника и началось движение литосферных плит. Наши замеры подтвердили результаты анализа "следов" тектоники в очень древних  кристаллах циркона, которые указывали на начало подобных процессов уже 4,4 миллиарда лет назад",  — рассказывает Джон Тардуно (John Tarduno) из университета Рочестера (США).

Тардуно и его коллеги выяснили, что магнитное поле Земли и круговорот пород в ее недрах зародились практически сразу после формирования Солнечной системы, изучая образцы так называемых цирконов, обнаруженных в местечках под названием Джек-Хиллс в западной Австралии.

Как отмечают исследователи, кристаллы циркона образуются только при очень высоких температурах внутри магматических горных пород, составляющих основу земной коры на континентах. Это позволяет использовать их для оценки возраста коры и ряда других ее свойств, в том числе и силы магнитного поля в прошлом.

Под Джек-Хиллс залегают породы так называемого Пилабарского щита, который, вместе с аналогичными залежами в ЮАР, являются единственными точками на Земле, где сохранилась первозданная древняя кора Земли, чей возраст составляет как минимум 3,6 миллиарда лет.

Столь большой возраст коры и содержащихся в ней цирконов позволил Тардуно и его коллегам проверить, есть ли следы магнитного поля внутри них и понять, когда в ядре и в недрах Земли начался круговорот потоков расплавленных пород и жидкого железа, используя так называемые "сквиды" – сверхчувствительные квантовые магнетометры.

Область полярных сияний над молодой Землей 3,5 миллиарда лет назад
"Магнитный щит" молодой Земли был в два раза "тоньше", чем сегодня
Оказалось,  что данный процесс начался как минимум четыре миллиарда лет назад, а не 3,45 миллиарда лет, как считали ученые раньше, и скорее всего, как показывают расчеты геологов, магнитное поле уже существовало на Земле примерно 4,2 миллиарда лет назад.

Сила магнитного поля в то время была ниже, чем сегодня – около 0,6 микротесла – но при этом была достаточно значительной для того, чтобы его не могло породить "трение" солнечного ветра об атмосферу молодой Земли. Таким образом, можно говорить о том, что тектоника и связанное с ней геомагнитное динамо в недрах планеты уже существовали в то время.

Хижины африканских племен из ЮАРКарта магнитной аномалии (синие линии) в южной Атлантике, и колонна из плотной мантии (зеленое пятно)
Геологи нашли в ЮАР возможный центр "переворота" магнитного поля Земли

Что это означает? Для геологов такое открытие чрезвычайно важно по той причине, что оно говорит о неожиданно быстром завершении формировании нашей планеты. По всей видимости, раннее появление геомагнитного динамо и тектоники спасло атмосферу Земли от испарения в космос и потери большей части запасов воды, что произошло с Марсом в первый миллиард лет его существования.

В пользу этого говорит то, что в то время сила солнечного ветра была примерно в 100 раз выше, чем сегодня, и его поток мог легко и очень быстро "ободрать" атмосферу Земли, если бы она не обладала магнитным "щитом". На Марсе магнитное поле появилось значительно позже, что могло быть одной из причин того, почему сегодня он является безжизненной пустыней, заключает Тардуно.