Физики заставили свет двигаться только в одну сторону внутри чипа

© Фото : Sahand Mahmoodian and Søren StobbeОдносторонняя дорога для света, созданная ученымиОдносторонняя дорога для света, созданная учеными
Физики из университета Копенгагена создали своеобразную "одностороннюю дорогу" для частиц света, по которой они могут двигаться только в одну сторону, что позволит в ближайшем будущем создать световые диоды, транзисторы и прочие элементы вычислительных приборов и сетей.

МОСКВА, 27 июл – РИА Новости. Датские физики разработали своеобразную "одностороннюю дорогу" для частиц света, по которой они могут двигаться только в одну сторону, что позволит в ближайшем будущем создать световые диоды, транзисторы и прочие элементы вычислительных приборов и сетей, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Photonics.

"Фотоны, частицы света, очень хорошо подходят для переноса информации. Квантовые логические цепочки, основанные на фотонах, будут вмещать в себя гораздо больше данных, чем современные компьютеры, и эту информацию, что самое главное, нельзя будет перехватить на пути от одного узла к другому", — заявил Петер Лодаль (Peter Lodahl) из университета Копенгагена (Дания).

Как объясняет Лодаль, за последние годы его коллегам по университету и многим другим физикам удалось создать несколько версий однофотонных излучателей – источников света, испускающих порции излучения всего в один фотон.

Подобные устройства необходимы для создания полностью световых компьютеров, как в классическом, так и в квантовом исполнении, однако их использование затрудняется тем, что свет распространяется во всех направлениях с одинаковой скорости. Это делает крайне затруднительным создание транзисторов, диодов и прочих базовых компонентов логических схем, где требуется избирательная световая "проводимость".

Лодаль и его коллеги нашли потенциальное решение этой проблеме, создав необычный источник света на базе так называемых квантовых точек и световод, комбинация которых позволяет очень гибко управлять тем, в какую сторону и с какой скоростью будут двигаться фотоны, а также как они будут поляризованы.

Главный компонент этой системы – световод из соединения мышьяка и галлия, представляет собой мембрану толщиной в несколько сот нанометров, покрытую множеством микроскопических отверстий, заставляющих свет двигаться через нее только в одном направлении или сильно замедляться при движении в "неправильную" сторону.

По словам физиков, им уже удалось добиться того, чтобы около 90% вырабатываемых фотонов двигалось в заданном направлении, чего в принципе уже достаточно для создания квантовых сетей. Как обещают ученые, в ближайшее время они попытаются улучшить конструкцию световода и вплотную приблизиться к отметке в 100%.