Биологи: рак может возникать из-за "дисбаланса" белков в клетках

© Nicolle Rager Fuller, NSFГелевые наночастицы прорывают оборону раковой опухоли. Рисунок художникаГелевые наночастицы прорывают оборону раковой опухоли. Рисунок художника
Британские молекулярные биологи выяснили, что рак не обязательно развивается только при повреждении ДНК - дисбаланс в концентрации некоторых сигнальных белков в клетке может заставить ее"взбунтоваться" и начать неконтролируемое деление.

МОСКВА, 27 июл – РИА Новости. Рак может развиться не только из-за повреждения ДНК, но и при развитии очень редких поломок в работе белковых сигнальных цепей внутри клетки, заставляющих ее "взбунтоваться" и начать деление, выяснили молекулярные биологи, опубликовавшие статью в журнале Oncogene.

"В последние годы мы вкладываем миллионы долларов в расшифровку и изучение человеческого генома, надеясь на то, что подобные исследования позволят нам предсказывать, насколько будет уязвим тот или иной человек к разным видам рака, и разработать персонализированные методики лечения для них. Как показало наше исследование, одной проверки ДНК не достаточно для того, чтобы обезопасить себя от рака", — заявил Джон Лэдбури (John Ladbury) из университета Лидса (Великобритания).

Лэдбури и его коллеги раскрыли крайне необычный механизм развития рака яичников у женщин, наблюдая за ростом различных культур раковых клеток в пробирке. Как объясняют ученые, главным отличительным признаком этой формы рака и многих других видов опухолей является то, что в подобных клетках обычно бывает поломан ген FGFR2.

Повреждение этого гена приводит к тому, что управляемая им цепочка белков под названием Akt, переходит в постоянно "включенное" положение, что заставляет клетку начать деление и перейти в раковую форму. Как выяснили авторы статьи, нечто подобное может произойти и без поломки FGFR2, в результате неправильного соотношения двух белков – Plc-гамма-1 и Grb2 – первый из которых активирует цепочку Akt,  а второй – подавляет работу.

Если концентрация Grb2 в клетке по каким-то причинам падает до некой критической отметки, Plc-гамма-1 соединяется с теми рецепторами, за работу которых отвечает FGFR2, и заставляет их перейти в "раковый" режим работы. Обнаружив подобные раковые клетки с полностью исправным геномом, ученые решили проверить, можно ли искусственно создать их внутри организма, понизив концентрацию соответствующего белка.

Эксперименты на мышах показали, что это действительно происходит – снижение доли Grb2 в клетках яичников привело к появлению многочисленных опухолей и метастаз. Сейчас ученые пытаются выяснить, задействованы ли эти белки в развитии других форм рака и работают над созданием методик обнаружения такого "дисбаланса" белков и способов его ликвидации.