Астрономы впервые увидели, как белый карлик врезается в другую звезду - РИА Новости, 21.05.2015

Астрономы впервые увидели, как белый карлик врезается в другую звезду

© Фото : Dan KasenКомпьютерная модель рождения "нобелевской сверхновой"
Компьютерная модель рождения нобелевской сверхновой
Автоматизированный телескоп PTF помог ученым стать свидетелями крайне редкого события – столкновения белого карлика с обычной солнцеподобной звездой и его превращения в "нобелевскую" сверхновую типа 1а.

МОСКВА, 21 мая – РИА Новости. Автоматизированный телескоп PTF помог ученым стать свидетелями крайне редкого события – столкновения белого карлика с обычной солнцеподобной звездой и его превращения в "нобелевскую" сверхновую типа 1а, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Наше открытие является первым прямым свидетельством того, что у белых карликов, порождающих сверхновые типа Ia, есть звезда-спутник. Кроме того, оно показывает, что, по крайней мере, часть из них рождается в ходе столкновения карлика и обычного светила, а не двух белых карликов", — заявил Шринивас Кулкарни (Shrinivas Kulkarni) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США).

Как объясняет Кулкарни, сверхновые типа Ia являются одними из самых важнейших объектов в космосе для астрономов, так как их относительное постоянство ученые используют для измерения расстояний в космосе. Этим свойством воспользовались нобелевский лауреат Сол Перлмуттер и его коллеги для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике.

Несмотря на важность и изученность таких сверхновых, астрофизики не были уверены в том, как возникают такие вспышки, за исключением того, что их порождают взрывающиеся белые карлики. Часть ученых полагала, что "нобелевские" сверхновые возникают в результате слияния двух белых карликов, тогда как другие астрономы полагали, что они рождаются в парах из одного белого карлика и обычной звезды или красного гиганта.

Кулкарни и его коллеги смогли получить первые фотографии новорожденной "нобелевской сверхновой" и доказать существование второго механизма их рождения благодаря двум вещам – автоматизированному телескопу PTF и суперкомпьютеру, который анализировал получаемые ими снимки и находил на них свежие сверхновые через мгновения после их рождения.

В мае прошлого года PTF следил за созвездием Волос Вероники, где находится галактика IC 831, известная своим беспокойным нравом. Ученые настроили автоматику телескопа и алгоритмы, анализирующие снимки на суперкомпьютере, таким образом, что при обнаружении очередной вспышки они передавали сигнал на орбитальный телескоп Swift, работающий в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазоне, и немедленно получали снимки той точки, где она возникла.

Подобная кооперация между телескопами позволила ученым получить первые фотографии сверхновой iPTF14atg в тот момент, когда она только началась, и понять, каким образом возникла эта вспышка.

Снимки и данные, полученные при помощи PTF и Swift в ходе первых четырех дней после начала вспышки, свидетельствуют о том, что данная сверхновая была порождена в результате столкновения белого карлика и обычной солнцеподобной звезды, а не двух выгоревших светил.

В пользу этого говорит то, каким спектром обладала новорожденная сверхновая, а также то, что ее яркость в ультрафиолетовом диапазоне сначала убывала, а затем начала нарастать. Подобный рост силы свечения, как объясняют ученые, происходит из-за того, что материя, выброшенная гибнущим белым карликом, "втыкается" в светило-компаньон и порождает ударную волну, которая разогревает его и окружающую его материю, заставляя ее светиться в ультрафиолете.

Как подчеркивают Кулкарни и его коллеги, данное открытие не означает того, что "нобелевские" сверхновые не возникают в результате слияний белых карликов – еще в 2011 году астрономы зафиксировали сверхновую SN 2011fe в галактике Вертушка, которая возникла подобным образом. По их словам, оно лишь говорит о том, что оба сценария их рождения возможны и что их примеры можно найти в обозримой Вселенной.