Астрономы впервые нашли "четверку" из сверхмассивных черных дыр

Четыре квазара, найденных в галактике SDSS J0841+3921 в созвездии Рыси
Международная группа астрономов впервые нашла семейство сразу из четырех квазаров, активных черных дыр, в центре далекой галактики или же гигантского скопления газа в созвездии Рыси, чье существование заставило их сомневаться в целом наборе астрофизических теорий.

МОСКВА, 14 мая – РИА Новости. Астрофизики впервые обнаружили "семью" сразу из четырех сверхмассивных черных дыр в центре далекой галактики или внутри гигантского облака газа в созвездии Рыси на расстоянии в 10 миллиардов лет от Земли, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Если вы находите что-то, что по расхожему мнению среди ваших коллег, является крайне маловероятным, то вы придете к одному из двух выводов – что вам очень повезло, или что ваши текущие теории нуждаются в модификации. И чрезвычайно редкие события обладают силой ниспровергать давно устоявшиеся теории", — заявил Джозеф Хеннави (Joseph Hennawi) из Института астрономии в Гейдельберге (Германия).

Хеннави и несколько других астрономов нашли "четверку" квазаров и крайне необычный объект SDSS J0841+3921, в котором они находятся, наблюдая за тремя десятками квазаров, которые существовали в ранней Вселенной в то время, когда ее возраст составлял лишь половину от нынешнего.

Квазары представляют собой сверхмассивные черные дыры в центрах далеких галактик, которые активно поглощают материю и "выплевывают" часть ее в виде узких пучков материи, разогнанных до околосветовых скоростей, и выделяемых ими потоков энергии, чья светимость в десятки и сотни миллионов раз превышает яркость Солнца.

Как сегодня считают астрономы, квазары были наиболее активны примерно 10 миллиардов лет назад, когда во Вселенной активно формировались первые крупные скопления галактик. Детали этого процесса до сих пор остаются неизвестными для ученых, и поэтому они активно следят за квазарами, чье излучение может "подсветить" те клубы газа, из которых рождались галактики и раскрыть их тайны.

Как отмечают Хеннави и его коллеги, за последние годы астрономам удалось найти несколько десятков "двойных квазаров" – две сверхмассивных черных дыры в центре одной галактики, которые вращаются друг вокруг друга и постепенно сближаются. Более крупные семейства из черных дыр должны встречаться гораздо реже – к примеру, по расчетам ученых, шансы на открытие "четверки квазаров" составляли лишь один шанс на десять миллионов попыток.

По этой причине авторы статьи были крайне удивлены, когда им удалось найти в созвездии Рыси галактику SDSS J0841+3921 и окружающее ее скопление из холодного газа из нескольких сотен миллиардов масс Солнца, в котором обитает четыре квазара.

Уникальность этой галактики не ограничивается квазарами – по словам астрофизиков, им раньше никогда не удавалось находить такое количество нейтрального газа, окружающее сверхмассивные черные дыры. По их словам, это свидетельствует в пользу того, что SDSS J0841+3921 находится внутри крупного скопления галактик, которое только начало свое формирование.

Как считают сами ученые, лишь два из них находится внутри SDSS J0841+3921 и вращаются друг вокруг друга, тогда как пара других расположена в близлежащих галактиках, которые сталкиваются или сливаются с ней. Подобное предположение хорошо сочетается с тем, что в окрестностях SDSS J0841+3921 находится огромное количество галактик, в 20 раз превышающее норму для новорожденных скоплений.

С другой стороны, пока у астрономов нет объяснения тому, как четыре квазара могли оказаться в одном месте и почему их окружает гигантская масса холодного газа, чье существование внутри скоплений галактик считалось раньше невозможным. Это открытие, как считают исследователи, свидетельствует о необходимости пересмотра теорий, описывающих жизнь квазаров и скоплений галактик.