НАСА: гейзеры Энцелада могут оказаться оптической иллюзией - РИА Новости, 07.05.2015

НАСА: гейзеры Энцелада могут оказаться оптической иллюзией

© Фото : NASA/JPL-Caltech/SSI/PSIСлева – снимок с "Кассини", справа – компьютерная модель, наложенная на фотографию
Слева – снимок с Кассини, справа – компьютерная модель, наложенная на фотографию
Большая часть водных гейзеров на Энцеладе, которые планетологи сегодня считают следами существования горячего океана под его льдами, могут оказаться оптической иллюзией, порождаемой "шторами" частичек льда из так называемых тигровых полос.

МОСКВА, 7 мая – РИА Новости. Большая часть водных гейзеров на Энцеладе, которые планетологи сегодня считают следами существования горячего океана под его льдами, могут оказаться оптической иллюзией, порождаемой "шторами" частичек льда из так называемых тигровых полос, заявляют ученые в статье, опубликованной в Nature.

В последние годы Энцелад стал все больше привлекать внимание планетологов на нашей планете благодаря тому, что ученые нашли множество свидетельств того, что под его ледовой коркой существует океан из жидкой и достаточно теплой воды, насыщенной минеральными солями. Следами этого океана традиционно считаются гейзеры, чьи извержения были запечатлены и изучены при помощи приборов зонда "Кассини".

Джозеф Спитале (Joseph Spitale) из Планетологического института в Тусоне (США) и несколько других планетологов, участвующих в научной команде "Кассини", изучали снимки, полученные космическим аппаратом во время очередного извержения гейзеров, расположенных вблизи знаменитых "тигровых полос". Эти полосы представляют собой систему из гигантских трещин в ледовом щите Энцелада на южном полюсе спутника Сатурна.

Их внимание привлекла мелкая и относительно маловажная деталь – на каждой фотографии потоки извергающейся жидкости были окружены светящимся ореолом, который часто словно накладывался на самые яркие гейзеры. Спитале и его коллеги проанализировали эти снимки и попытались воспроизвести их при помощи компьютерной модели Энцелада.

Как оказалось, большая часть гейзеров является оптической иллюзией – на самом деле они представляют собой "складки" своеобразных многокилометровых "штор" из частичек льда, которые выбрасываются тигровыми полосами. Эти складки возникают из-за того, что тигровые полосы не похожи на прямые линии и часто делают зигзаги и повороты.

"Точка обзора играет крайне важную роль в том, где появляются эти фантомные гейзеры. Если вы будете вращаться вокруг южного полюса Энцелада, эти иллюзорные гейзеры будут то появляться, то исчезать для вас", — объясняет Спитале.

Как подчеркивают ученые, данное открытие ни в коем случае не опровергает того, что в недрах Энцелада есть горячий океан – наоборот, оно говорит о его более бурном и интересном характере, чем считали планетологи ранее. Раскрытие природы гейзеров, по мнению Спитале и его коллег, поможет планетологов лучше понимать то, что происходит в недрах Энцелада и лучше подготовиться к отправке зонда к этому спутнику Сатурна.