Метеорит-убийца динозавров вызвал серию извержений вулканов в Индии

© Фото : Richards et al. / GSAОдин из авторов статьи демонстрирует слой пород, указавший на роль вулканов в исчезновении динозавровОдин из авторов статьи демонстрирует слой пород, указавший на роль вулканов в исчезновении динозавров

Вымирание динозавров, морских рептилий и прочих животных мезозоя могло произойти не только из-за падения астероида на полуостров Юкатан, но и из-за порожденных им извержений вулканов и излияний магмы на плоскогорье Декан в будущей Индии.

МОСКВА, 5 мая – РИА Новости. Падение гигантского астероида на территории полуострова Юкатан, погубившее динозавров и других животных мезозоя, могло вызвать массовые извержения вулканов на плоскогорье Декан в будущей Индии, что добило выживших рептилий и беспозвоночных, говорится в статье, опубликованной в журнале GSA Bulletin.

Большинство палеонтологов и геологов сегодня считают, что последнее массовое вымирание животных на Земле, которое произошло 65,5 миллиона лет назад, было вызвано падением астериода, оставившего за собой гигантский 300 километровый кратер Чиксулуб в южной Мексике. В его падении никто не сомневается, однако его роль в вымирании динозавров и морских рептилий пока остается предметом дискуссий.

К примеру, в 1989 году известный сегодня палеонтолог Марк Ричардс из университета Калифорнии в Беркли (США) изложил альтернативное объяснение вымиранию динозавров – в его представлении, причиной их исчезновения послужили массовые излияния магмы и извержения вулканов на месте современного плоскогорье Декан в Индии, произошедшие примерно в то же время. По его расчетам, подобные события должны происходить раз в 20-30 миллионов лет из-за подъема горячих потоков магмы, так называемых "плюмов", из недр к поверхности Земли.

За последние годы, как рассказывает Ричардс, было найдена масса свидетельств в пользу того, что другие массовые вымирания – великое Пермское вымирание 255 миллионов лет назад, Триасово-Юрское вымирание 200 миллионов лет назад, и недавно обнаруженное второе массовое вымирание в середине Пермского периода – были вызваны излияниями магмы и вулканами.

Благодаря этим открытиям и новым датировкам пород с плоскогорья Декан, Ричардс смог примирить свою теорию с общепринятыми представлениями о мел-палеогеновом вымирании. Он обратил внимание на то, что пик извержений в Индии практически идеально накладывается на время падения метеорита и отличается от него максимум на 100 тысяч лет, что является мгновением по геологическим меркам.

Подобное совпадение, по его словам, возможно лишь в одном случае из ста, что заставило Ричардса проверить, не были ли связаны эти два события. Он посетил вместе с другими соавторами статьи Индию в прошлом году и проанализировал образцы пород в разных уголках Декана.

В провинции Махараштра геологи натолкнулись на крайне необычную вещь – достаточно толстую и хорошо заметную прослойку между отложениями вулканических пород, которая сформировалась в период, предшествовавший падению метеорита. Ее присутствие, по словам исследователей, говорит о том, что извержения на плато Декан практически остановились в то время.

Падение метеорита в Мексике, как объясняет Ричардс, породило мощное землетрясение магнитудой в девять единиц, которое "взболтало" резервуар магмы под плато и заставило его извергнуться, выбросив за очень короткое время — тысячу или несколько десятков тысяч лет — почти 70% пород современного Декана.

Вместе с магмой на поверхность Земли попали огромные количества углекислоты и сероводорода, закислившие мировой океан и вызвавшие масштабные перестройки в климате планеты. Таким образом, комбинация из катастрофического падения метеорита и последовавших за ним извержений могла быть причиной исчезновения динозавров и прочих "визитных карточек" мезозоя, заключают Ричардс и его коллеги.