Астрономы выяснили, как галактики-карлики сбегают от "больших сестер"

© NASA / ESA, and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)Фотографии компактных эллиптических галактик на разных стадиях побегаФотографии компактных эллиптических галактик на разных стадиях побега

Российские астрономы выяснили, что карликовые спутники более крупных галактик не всегда обречены на смерть - иногда гравитационные взаимодействия с поедающей их галактикой и другим карликом могут привести к их катапультированию за пределы скопления.

МОСКВА, 23 апр – РИА Новости. Небольшие спутниковые галактики не всегда заканчивают свою жизнь в ходе столкновения или слияния с большим спиральным собратом, вокруг которого они вращаются – иногда они спасаются от смерти, "катапультируясь" из скопления галактик в результате гравитационного взаимодействия с другим, более крупным карликом, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Эти небольшие галактики ожидает крайне одинокое будущее, изгнание из тех скоплений галактик, в которых они сформировались и жили", — заявил Игорь Чилингарян из ГАИШ МГУ.

Чилингарян и его коллега Иван Золотухин уже несколько лет наблюдают за необычными и крайне редкими компактными эллиптическими галактиками, общее число которых до публикации не превышало и трех десятков.

Как рассказывают ученые, к 2006 году было известно всего шесть подобных "звездных семей", обладавших двумя необычными свойствами – крайне высокой плотностью звезд и необычно высоким содержанием астрономических "металлов", элементов тяжелее водорода и гелия, в их недрах. Поэтому астрономы долго считали подобные галактики останками обычных галактик, "ободранных" во время столкновения с более крупными соседями.

Однако после открытия Чилингаряном еще двух десятков компактных галактик в 2009 году и обнаружения необычно далекой и одинокой эллиптической галактики в 2013 году ситуация изменилась – у ученых зародились сомнения в том, что они правильно понимают, как рождаются такие объекты.

Чилингарян и Золотухин попытались найти ответ на этот вопрос, проанализировав огромную массу фотографий разных скоплений галактик, полученных за последние годы и размещенных в архивах проекта Virtual Observatory.

На этих снимках им удалось найти почти две сотни новых компактных эллиптических галактик, примерно 11 из которых оказались в полной изоляции — они были удалены от ближайших к ним "звездных семей" на несколько миллионов световых лет. Это заставило авторов статьи проанализировать их форму, скорость движения и попытаться понять, как они возникают и что приводит к их изгнанию за пределы скоплений галактик.

Анализ показал, что эти необычные карлики действительно рождаются в результате "обдирания" относительно больших эллиптических галактик, падающих на крупные спиральные галактики. В процессе этого падения они лишаются большей части материи, и от них остается одно плотное ядро, которое затем выбрасывается в ходе процесса, напоминающего то, что происходит с парами звезд, которые сближаются со сверхмассивной черной дырой в центре Галактики.

Когда двойные звезды подходят на опасное расстояние к черной дыре, она съедает не оба светила, а только одно из них, обладающее большей массой. Гравитационные взаимодействия между тремя объектами вырвут легкую звезду из гравитационных объятий черной дыры и "катапультируют" ее за пределы Млечного Пути, если она будет разогнана до достаточно высокой скорости.

Нечто подобное, хотя и с несравнимо большими масштабами, происходит и с компактными галактиками. В пользу этого говорят крайне высокие скорости движения большинства этих галактик-беглянок, часто превышающие отметку в 2,5 тысячи километров в секунду, необходимую для "побега" из скопления.

Пока Чилингарян и Золотухин не уверены, как долго могут просуществовать подобные карлики-"изгои" – по их мнению, они практически не содержат в себе темной материи, кольцо из которой удерживает материю всех нормальных галактик на месте и не дает им звездам разбежаться. Российские астрономы планируют найти ответ на этот вопрос в ходе дальнейших наблюдений за их эволюцией.