Астрономы поймали белого карлика-"планетоеда" в созвездии Скорпиона

/
Наблюдения за шаровым скоплением NGC 6388 в созвездии Скорпиона при помощи "Чандры", Swift и ряда других телескопов показали, что в нем скрывается белый карлик, разорвавший на части и поглотивший планету размером с три Марса.

МОСКВА, 17 апр – РИА Новости. Снимки с телескопа "Чандра" показали, что белый карлик IGR J17361-4441 в созвездии Скорпиона мог разорвать на части и перемолоть останки планеты, сблизившейся с ним на опасное расстояние, что сделало его временно похожим на чрезвычайно редкую черную дыру так называемой "промежуточной массы", сообщает пресс-служба НАСА.

Белыми карликами называют остатки старых "выгоревших" звезд небольшой массы, лишенных собственных источников энергии. Белые карлики возникают на конечной стадии эволюции звезд с массой не больше 1,4 массы Солнца, в конечном счете в белого карлика превратится и наше светило.

Группа астрономов под руководством Мелании дель Санто (Melania del Santo) из Национального астрофизического института Италии в Палермо раскрыла крайне необычные гастрономические привычки этих мертвых звезд, наблюдая за шаровым скоплением звезд NGC 6388, удаленном на расстояние в 35 тысяч световых лет от Земли.

Это скопление начало привлекать внимание ученых в 2011 году, когда орбитальный телескоп "Интеграл" зафиксировал необычную гамма-вспышку в его центре, которая получила имя IGR J17361-4441.

Ее мощность и характер угасания дал основания полагать, что ее источником был крайне редкий и интересный для космологов объект – черная дыра промежуточной массы, которые многие ученые считают сегодня "зародышами" их сверхмассивных кузенов в центрах галактик.

По этой причине дель Санто и ее коллеги провели серию наблюдений за центром NGC 6388, используя инструменты телескопов "Чандра" и Swift, работающих в гамма и рентгеновском диапазонах.

Проанализировав полученные данные, астрономы поняли, что источник излучения находится не в центре скопления, а чуть в стороне от нее. Это открытие исключило возможность того, что IGR J17361-4441 является черной дырой. Пытаясь понять, что он собой представляет, научная команда дель Санто изучила то, как снижалась яркость этого объекта в разных диапазонах излучения в первые месяца после его обнаружения.

Это помогло им понять, что на самом деле IGR J17361-4441 является белым карликом, который стал внезапно похожим на черную дыру из-за того, что он разорвал на части и поглотил останки небольшой планеты, примерно в три раза большей по своей массе, чем Марс. Когда обломки планеты начали падать на поверхность карлика, они были разогреты до сверхвысоких температур и начали светиться в рентгеновском диапазоне, что породило вспышку, найденную "Интегралом".

Пока у ученых нет однозначного ответа на вопрос о том, откуда могла взяться планета в окрестностях белого карлика. Они предполагают, что она была "украдена" IGR J17361-4441 у мимо пролетавшей звезды, сблизившейся с белым карликом на слишком близкое расстояние. Другой возможный вариант – встреча с планетой-"шатуном", которая была выброшена из планетной системы в открытый космос.

По расчетам астрономов, подобные события происходят крайне редко – один раз в тысячу или даже 100 тысяч лет. Это означает, что ученым вряд ли удастся найти "двойника" IGR J17361-4441 в обозримом будущем. С другой стороны, учитывая наличие около 150 шаровых скоплений в Галактике, эта вероятность возрастает до одной вспышки раз в 20 лет, что позволяет надеяться на встречу еще с одним белым карликом-"планетоедом".