Ученые: неандертальцы изготовляли бижутерию уже 130 тысяч лет назад

Фотография когтей и кости орланов, послуживших основой для ожерелья или браслета неандертальцев
Хорватские и американские археологи обнаружили, что неандертальцы умели изготовлять ожерелья из полированных и украшенных узорами когтей орланов-белохвостов уже как минимум 130 тысяч лет назад, что бросает вызов культурному "первенству" наших предков-кроманьонцев.

МОСКВА, 11 мар – РИА Новости. Когти орланов из пещеры в Хорватии помогли ученым выяснить, что неандертальцы начали ценить украшения и научились изготовлять их уже 130 тысяч лет назад, задолго до того, как это искусство освоили наши предки-кроманьонцы, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

"Это реально ошеломляющее открытие. Одно из тех, которые сваливаются на нас как будто из воздуха. Оно было столь неожиданным и даже пугающим, так как до этого времени мы не находили даже малейшего намека на существование подобных украшений (среди неандертальцев)", — заявил Дэвид Фреер (David Frayer) из университета Канзаса (США).

Фреер и несколько хорватских археологов изучали артефакты из пещеры Хушняково неподалеку от городка Крапина, в окрестностях которого более века назад были найдены останки неандертальцев и множество орудий труда.

Вместе с копьями, рубилами и прочими инструментами, как рассказывают ученые, их предшественникам удалось откопать в пещере относительно малопримечательную вещь — несколько когтей орлана-белохвоста, агрессивной хищной птицы, которую довольно редко встречается в хорватских горах. Первооткрыватели останков неандертальцев не придали им значения и передали в хранилище, даже не изучив их.

Авторы статьи заметили, что в относительно узкой прослойке грунта было найдено сразу восемь наборов когтей орланов, большая часть из которых была явным образом обработана при помощи орудий труда и несла на себе множество царапин и порезов. Это натолкнуло их на мысль, что когти хищной птицы могли быть элементами ожерелья или браслета, которое украшало шею или руку одного из жителей пещеры.

Фреер и его коллеги проверили эту гипотезу, сравнив рисунок царапин на поверхности когтей при помощи микроскопа и вычислив их возраст по долям изотопов урана в них. Эти простые приемы подтвердили их подозрения — когти действительно были "одногодками", и рисунок декоративных V-образных царапин и выточенных углублений на некоторых из них практически полностью совпадал. Часть когтей была отполирована, что говорит об их ценности для жителей пещеры.

Судя по возрасту этих костей — 130 тысяч лет — они являются самым древним образцом "бижутерии", изготовленной неандертальцами, и одним из самых древних украшений для всего рода Homo в целом. Если эти когти действительно служили элементами ожерелья или браслета, то это открытие ставит под сомнение популярную среди некоторых антропологов идею о том, что неандертальцы не умели мыслить абстрактно и были менее культурно развиты, чем наши предки-кроманьонцы, появившиеся в Европе на 80 тысяч лет позже.

• А я думал что Меркель и Олланд моложе :\