Ученые: Виагра может обладать антираковыми и антимикробными свойствами

© Фото : Мария АлексееваВиагра потенциально способна бороться с бактериями и ракомВиагра потенциально способна бороться с бактериями и раком
Молекулярные биологи неожиданно раскрыли самый серьезный на сегодня благотворный эффект виагры - оказалось, что в комбинации с другим препаратом она подавляет работу белка, играющего важную роль в жизни бактерий, раковых клеток и поврежденных нейронов в мозге людей с болезнью Альцгеймера.

МОСКВА, 10 мар – РИА Новости. "Виагра" и похожие на нее лекарства могут обладать неожиданно хорошими противораковыми и противобактериальными свойствами благодаря тому, что они блокируют работу некоторых белков-"упаковщиков", которыми пользуются микробы и раковые клетки, говорится в статье, опубликованной в журнале DNA and Cell Biology.

"Препараты вроде "Целебрекса" и "Виагры" можно легко купить практически в любой аптеке, и они считаются относительно безопасными. Потенциальные плюсы от их использования, если описанные в статье эксперименты применимы на практике, могут вызвать переворот в науке. По идее, их можно использовать для подавления "живучих" инфекций, уничтожения рака и  лечения нейродегенеративных заболеваний, начиная с болезни Паркинсона и заканчивая Альцгеймером и Хантингтоном", — прокомментировала открытие Кэрол Райсс (Carl Reiss), главный редактор журнала.

Группа молекулярных биологов под руководством Лоуренса Бута (Laurence Booth) из университета Вирджинии в Ричмонде (США) совершила это открытие относительно случайно — изначально ученые искали и анализировали данные, собранные во время исследований и экспериментов с белком HSPA5.

Он относится к категории так называемых шаперонов — особых клеточных ферментов, которые отвечают за правильное "сворачивание" недавно собранных белковых молекул и их транспортировку. В последние годы биологи все чаще обнаруживают, что нарушения в работе HSPA5 и других молекул этого класса связаны с целым набором болезней, раком и прочими проблемами со здоровьем.

Изучая результаты экспериментов, связанных с HSPA5, авторы статьи обратили внимание на то, что на работу этого белка очень сильно влияет экспериментальный препарат OSU-03012, построенный на базе противовоспалительного лекарства целекоксиба ("Целебрекс"). До недавнего времени это вещество проходило клинические испытания в качестве противоракового препарата, однако в последние годы его проверка была остановлена.

Заинтересовавшись OSU-03012, Бут и его коллеги провели серию своих собственных экспериментов, в рамках которых они выяснили, что комбинация этого вещества и "Виагры" или других похожих на нее молекул практически полностью подавляет сборку молекул HSPA5, заставляя их быстро разрушаться. Что самое интересное, эта смесь работает не только в человеческих клетках, но и внутри бактерий, чей белок DnaK очень похож по своей структуре на HSPA5.

Как показали дальнейшие опыты, подавление работы HSPA5 несет за собой массу потенциально полезных последствий — к примеру, бактерии, в том числе возбудитель гонореи и сифилиса, становятся более уязвимыми к действию антибиотиков, а раковые клетки теряют неуязвимость к химиотерапии. Кроме того, комбинация "Виагры" и OSU-03012 замедляет накопление "белкового мусора" в нейронах, появление которого вызывает болезнь Альцгеймера и другие нейродегенеративные расстройства.

Бут и его коллеги подчеркивают, что все эти поразительные результаты являются лишь продуктом лабораторных исследований, которые еще предстоит подтвердить в ходе клинических испытаний. По этой причине они советуют не бежать в аптеку за "Виагрой" и "Целебрексом" сегодня, а дождаться завершения проверки их безопасности и эффективности в ближайшие годы.