Ученые: "нобелевская сверхновая" выбросила звезду из Галактики

Последние мгновения жизни белого карлика, катапультировавшего звезду  US 708 из Галактики
Как сегодня полагают ученые, большая часть гиперскоростных звезд рождается в результате взаимодействия с черной дырой, и они считают, что изучение орбит гиперскоростных звезд позволит судить о свойствах черных дыр и даже темной материи.

МОСКВА, 5 мар – РИА Новости. Мощнейший взрыв сверхновой первого типа в созвездии Большой Медведицы разогнал соседнюю с ней звезду до рекордной скорости в 1200 километров в секунду и обрек ее на вылет из пределов Млечного Пути в ближайшие несколько миллионов лет, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Science.

Гиперскоростные звезды впервые были обнаружены в начале 2000-х годов — их скорость относительно центра Галактики достигала 500 километров в секунду, и этой скорости было с лихвой достаточно, чтобы "отвязаться" от притяжения нашей звездной системы и уйти в межгалактическое пространство. В 2007 году Уоррен Браун обнаружил звезду с "абсурдной" скоростью в 850 километров в секунду относительно Солнца — самую быструю на сегодня "обычную" звезду из главной последовательности.

Так художник представил себе звезду 30 Ari B (внизу), вращающийся вокруг нее горячий Юпитер (в центре), пару светил 30 Ari A (справа сверху), и новую звезду 30 Ari (слева вверху)
Астрономы нашли планету в системе из четырех звезд в созвездии Овна
Астрономы считают, что звезды разгоняются до таких скоростей за счет гравитационного взаимодействия со сверхмассивной черной дырой в центре Галактики или после того, как один из компонентов двойной системы взрывается в виде сверхновой. Как сегодня полагают ученые, большая часть гиперскоростных звезд рождается в результате взаимодействия с черной дырой, и это дает основание считать, что изучение орбит гиперскоростных звезд позволит судить о свойствах черных дыр и даже темной материи.

Новый рекордсмен, как заявляют его первооткрыватели, Штефан Гайер (Stephan Geier) из Европейской южной обсерватории в Гархинге (Германия) и его коллеги, принадлежит ко второй категории — по их наблюдениям и расчетам звезду US 708 разогнал именно взрыв мощной сверхновой первого типа.

В пользу этого говорит то, что эта звезда находится вдалеке от гигантской черной дыры в центре Млечного Пути, с которой она просто не могла сблизиться любым мыслимым путем в последние три миллиона лет, а также ее почтенный возраст и химический состав.

Как предполагают ученые, это светило когда-то было жертвой "космического вампира" – белого карлика, который постепенно перетягивал материю US 708 на себя. В результате этого US 708 превратилась из белого субкарлика в небольшой, очень плотный и быстро вращающийся шар из гелия и водорода, чья масса не превышает и половины от солнечной.

В конечном итоге масса "вампира" выросла до критической отметки, которую астрономы называют "пределом Чандрасекара", и его жизнь закончилась в виде мощнейшего термоядерного взрыва — сверхновой первого типа. Подобные вспышки помогли Солу Перлмуттеру и его коллегам выяснить, что Вселенная расширяется с ускорением, за что они получили в 2011 году Нобелевскую премию по физике.

Как полагают Гайер и его коллеги, пример US 708 добавляет аргументов в пользу того, что гравитационный "танец" пар звезд со сверхмассивными черными дырами не является основным механизмом разгона гиперскоростных звезд. Для окончательного подтверждения этого утверждения ученым нужно найти останки взорвавшейся сверхновой, чем они планируют заняться в ближайшие месяцы.