Астрономы нашли планету в системе из четырех звезд в созвездии Овна

Так художник представил себе звезду 30 Ari B (внизу), вращающийся вокруг нее горячий Юпитер (в центре), пару светил 30 Ari A (справа сверху), и новую звезду 30 Ari (слева вверху)
За все это время удалось обнаружить всего один пример того, что планеты могут существовать в "семьях" из четырех светил, заявил Льюис Робертс. Он отметил, что такое "семьей" является "горячий нептун" Kepler-64b в созвездии Лебедя, открытый астрономами-добровольцами в данных с телескопа "Кеплер" в 2012 году.

МОСКВА, 5 мар – РИА Новости. Международная группа планетологов совершила крайне редкое открытие — им удалось найти планету, живущую в семье сразу из четырех светил в созвездии Овна, что делает ее лишь вторым известным нам объектом такого рода, говорится в статье, опубликованной в Astronomical Journal.

За последние годы ученые открыли несколько десятков планет, обитающих в звездных системах с двумя или тремя светилами. С легкой руки Уильяма Боруцки, научного руководителя проекта "Кеплер", журналисты и астрономы начали называть их "Татуинами" после открытия одной из первых планет такого рода, Kepler-16b. С тех пор планетологи активно ищут такие планеты и изучают их свойства, пытаясь оценить их пригодность для зарождения и поддержания жизни.

Как рассказывают авторы статьи, Льюис Робертс (Lewis Roberts) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США) и его коллеги, в том числе и российско-чилийский астроном Андрей Токвинин, за все это время их коллегам удалось обнаружить всего один пример того, что планеты могут существовать в "семьях" из четырех светил. Им является "горячий нептун" Kepler-64b в созвездии Лебедя, открытый астрономами-добровольцами в данных с телескопа "Кеплер" в 2012 году.

Группа Робертса следила за несколькими системами из двух и более звезд в созвездиях Кита и Овна, изучая уже известные нам "Татуины" и пытаясь найти новые примеры таких планет. Одна из них – "тройная" звезда 30 Ari – привлекла внимание планетологов необычным характером движения светил в ней и тем, что яркость центральных компонентов системы периодически понижалась и повышалась.

Изучив ее свойства при помощи ряда автоматизированных и "обычных" наземных телескопов, астрономы обнаружили, что на самом деле в 30 Ari присутствует не три, а четыре звезды, объединенные в тесные пары из двух светил. Четвертый член этой звездной семьи был найден в 23 астрономических единицах (средних дистанций между Солнцем и Землей) от считавшейся одиночной звезды 30 Ari B.

Еще в 2009 году у этой же звезды была обнаружена планета, которая относится к категории "горячих юпитеров" благодаря своей высокой массе и близости к светилам. Она тяжелее нашего Юпитера почти в 10 раз и совершает один оборот вокруг 30 Ari B за 335 дней. Таким образом, открытие Робертса и его коллег делает ее вторым после Kepler-64b примером планеты, обитающей в системе из четырех звезд.

Главной загадкой 30 Ari, как отмечают сами исследователи, становится то, почему четвертая звезда практически не влияет на характер движения планеты по орбите. Авторы статьи не исключают возможности того, что планеты на самом деле не существует и что связанные с ней периодические снижения и повышения в яркости могут быть порождены в результате взаимодействия светил.

Тем не менее сами авторы статьи уверены в том, что данный объект все же является планетой. По их словам, данное открытие показывает, что планеты в системах звезд формата "2+2" встречаются довольно часто, что расширяет возможное число кандидатов на роль двойников Земли.

• Международная группа планетологов совершила крайне редкое открытие — им удалось найти планету, живущую в семье сразу из четырех светил в созвездии Овна