Астрономы открыли целый выводок необычных двойных звезд-"близнецов"

/
"Нам удалось найти их как раз в тот момент, который был идеальным для наблюдений. В принципе, можно сказать, что мы видим эти звезды в гигантской космической "акушерской" — одна звезда уже родилась и полностью сформировалась, а вторая еще не вышла из младенчества".

МОСКВА, 13 фев – РИА Новости. Астрофизикам впервые удалось проследить за рождением почти двух десятков необычных двойных звезд, одна из которых является гигантом, а вторая — карликом, что является первым известным человечеству примером подобных неравных космических "двойняшек", говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

"Нам удалось найти их как раз в тот момент, который был идеальным для наблюдений. В принципе, можно сказать, что мы видим эти звезды в гигантской космической "акушерской" — одна звезда уже родилась и полностью сформировалась, а вторая еще не вышла из младенчества", — заявил Максвелл Мо (Maxwell Moe) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Мо и его коллега Розанна ди Стефано (Rosanne Di Stefano) изучали различные звезды в крупнейшей соседке Млечного Пути, галактике Большое Магелланово Облако, пытаясь найти "живые" примеры двойных звезд, чья масса различается как минимум в четыре или более раз.

Такие неравные звезды-"близнецы" интересуют астрономов по той причине что они считаются прародителями целого ряда крайне интересных объектов — сверхбыстрых пульсаров, рентгеновских двойных звезд, а также сверхновых первого типа. Из-за большой разницы в светимости между "сестрами", менее крупный компонент заметить крайне сложно, из-за чего среди астрономов до сих пор идут споры о природе таких светил и о том, как часто они встречаются и существуют ли они вообще.

Мо и ди Стефано смогли обнаружить сразу два десятка подобных звезд, используя остроумную методику их поиска, которая ранее использовалась в основном для поиска планет вне Солнечной системы.

Американские астрофизики обратили внимание на то, что яркость двойных систем будет периодически падать, когда меньшее светило будет загораживать собой свет более крупного близнеца. Искать двойные звезды таким способом совсем не просто, отмечают ученые, так как он требует очень чувствительных телескопов и сами звезды должны быть повернуты в сторону Земли особым образом.

Используя эту технику, астрономам удалось найти сразу 18 двойных звездных систем, масса более крупного светила в которых была выше солнечной в 6-16 раз, а меньшая звезда была примерна равна ему по массе. В среднем, такие звезды совершают один оборот вокруг друг друга за 9-12 дней.

Когда Мо и ди Стефано начали анализировать свойства этих необычных пар, они заметили удивительный феномен — яркость менее крупного светила немного, но заметно менялась по мере удаления и сближения с крупной звездой. По всей видимости, свет более крупной звезды отражается от газовой оболочки ее меньшего спутника, превращая его в некое звездное подобие Луны.

Это открытие, как утверждают астрономы, говорит о том, что они имеют дело с еще не сформировавшимся светилом, чья материя еще не успела сжаться и в чьих недрах еще не начались термоядерные реакции. Большое количество таких светил и разнообразие их форм, по словам авторов статьи, свидетельствует о том, что такие  неравные звезды-"близнецы" встречаются гораздо чаще, чем показывали теоретические расчеты.