Студенты-биологи нашли "супербактерии" в метро Нью-Йорка

Вагон метро в Нью-Йоркской подземке
Студенты из нескольких университетов США провели почти два года в тоннелях метро Нью-Йорка для "переписи" их микробного населения, в ходе которой они обнаружили в них несколько практически неуязвимых "супермикробов", а также обрывки ДНК возбудителя чумы и сибирской язвы.

МОСКВА, 6 фев – РИА Новости. Студенты из нескольких университетов США провели почти два года в тоннелях метро Нью-Йорка для "переписи" их микробного населения, в ходе которой они обнаружили в них несколько практически неуязвимых "супермикробов", а также обрывки ДНК возбудителя чумы и сибирской язвы, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Systems.

"Несмотря на то что мы нашли следы патогенных микробов, их явно недостаточно для того, чтобы они представляли хоть какую-либо угрозу для здоровья людей. Присутствие этих микробов в тоннелях и одновременное отсутствие каких-либо сообщений о заражениях чумой или сибирской язвой говорит о сверхвысокой устойчивости нашей иммунной системы и способности адаптироваться к той среде, в которой мы живем", — рассказывает Кристофер Мейсон (Christopher Mason) из Корнеллского университета (США).

Мейсон и несколько сотен его добровольных помощников-студентов на протяжении прошлого и позапрошлого лета участвовали в масштабном проекте PathoMap, в рамках которого ученые попытались составить первую в мире карту патогенов, обитающих в метро крупного города, в роли которого в данном случае выступал Нью-Йорк.

В рамках этого проекта биологи и добровольцы спускались в нью-йоркскую подземку и собирали пробы с поверхностей поручней, сидений, пола, стен и других элементов вагонов метро, совершали вылазки в тоннели и служебные помещения. В общей сложности им удалось собрать свыше четырех тысяч образцов, выделить из них микробов и другую органику и определить их видовую принадлежность.

По словам авторов статьи, большая часть "жителей" тоннелей и вагонов метро безопасна для человека и относится к числу безобидных бактерий и прочих представителей микромира. С другой стороны, около 10% обитателей метро принадлежит к числу болезнетворных бактерий, а несколько десятков таких штаммов оказались самыми настоящими "супермикробами", устойчивыми к действию сразу двух антибиотиков.

Однако самыми интересными открытиями выступили две совершенно других вещи. Во-первых, биологам удалось идентифицировать лишь половину из того генетического материала, который студенты и сами авторы статьи собрали в метро. Другая половина принадлежит организмам, которые отсутствуют во всех базах данных Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). Таким образом, их патогенность и роль в жизни экосистем города ученым еще предстоит установить.

Во-вторых, в трех пробах ученые нашли обрывки ДНК чумной палочки (Yerschinia pestis), а в еще двух — фрагменты генетического кода сибирской язвы (Bacillus anthracis). Живых микробов, как подчеркивают генетики, им найти не удалось, однако присутствие следов их ДНК в разных участках метро говорит об их широком распространении в нью-йоркском метро.

В ближайшее время Мейсон и студенты-добровольцы планируют продолжить работу над PathoMap и попытаются понять, можно ли использовать такие карты для предсказания того, как будут распространяться различные заразные болезни, такие как грипп.

В октябре 1904 года была открыта первая подземная линия метрополитена в Нью-Йорке (США), состоящая из 28 станций. Ежедневно метрополитеном в Нью-Йорке пользуются 5,5 миллиона человек. За весь 2013 год им воспользовались примерно 1 708 миллионов человек.