Ученым удалось получить снимки звезд с "обратной стороны" Галактики

Тройная туманность в инфракрасном диапазоне (справа) и две звезды-цефеиды (слева и чуть ниже туманности)
Группе чилийских и канадских астрономов, работающих с VISTA в рамках VVV, удалось найти сразу две крайне далеких от нас цефеиды, расположенных на противоположной стороне Галактики, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории в Чили.

МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Европейский оптический телескоп VISTA случайным образом нашел две "невидимые" переменные звезды-цефеиды, расположенные на "обратной" стороне Галактики, наблюдая за туманностью в центре Млечного пути, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории в Чили.

Астрономы Европы и других уголков мира используют телескоп VISTA, работающий в оптическом и инфракрасном диапазоне, для наблюдений за центром Млечного пути в рамках программы картографирования VVV, запущенной в 2010 году. Конечной целью этой программы выступает создание карты и полного каталога всех звезд, расположенных в "перемычке" Галактики и в примыкающих к ней частях галактического диска.

Один из самых больших приоритетов этого проекта — поиск светил, яркость которых периодически меняется. Астрономы называют такие звезды цефеидами в честь первого обнаруженного объекта такого рода, дельты Цефея. Подобные "мигающие" светила крайне важны для астрономов по той причине, что их пульсации можно использовать для очень точного вычисления расстояний до далеких объектов космоса. По этой причине цефеиды, вместе с пульсарами и квазарами, часто называют "маяками Вселенной".

Группе чилийских и канадских астрономов, работающих с VISTA в рамках VVV, удалось найти сразу две крайне далеких от нас цефеиды, расположенных на противоположной стороне Галактики, которая скрывается от нашего взора за "перемычкой", изучая снимки так называемой Тройной туманности, которые недавно получил европейский телескоп.

Как отмечают ученые, этот многоцветный объект столь же ярок на обычных фотоснимках, сколь он тускл в инфракрасном диапазоне. Он практически прозрачен для инфракрасного излучения, благодаря чему астрономы смогли рассмотреть звезды в центре Галактики и увидеть нечто необычное — две ярких цефеиды, расположенных рядом с Тройной туманностью.

Красный оттенок их излучения подсказал исследователям, что найденная пара цефеид находится очень далеко от нас — по их расчетам, они удалены от Земли на 37 тысяч световых лет. Это означает, что данные звезды расположены за "перемычкой" Млечного пути, в его невидимой части.

Данное открытие интересно с научной точки зрения тем, что это первые цефеиды, которые удалось найти столь близко к центру галактики. Их относительно "младенческий" возраст — 48 миллионов лет — говорит о том, что они находятся в молодом звездном скоплении, которое пока остается невидимым для нас. По словам астрономов, VISTA попытается найти его в ходе будущих сессий наблюдений.