Ученые: морские черепахи используют магнитные "фото" для поиска пляжей

Головастая морская черепаха откладывает яйца на одном из пляжей Флориды
Это открытие дало ответ на вопрос о том, как черепахи находят дорогу к "роддому", но не объяснило того, как им удается выбирать тот же самый пляж, на котором откладывала яйца их мать.

МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. Взрослые морские черепахи практически безошибочно находят дорогу к тем пляжам, на которых они родились, благодаря способности ощущать магнитное поле Земли и запоминать магнитные "фотографии" этих прибрежных "роддомов", заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Земля окружена относительно постоянным магнитным полем, однако лишь некоторые живые существа способны "видеть" его и использовать для ориентации в пространстве. К их числу относится подавляющее большинство перелетных птиц, некоторые летающие насекомые, а также отдельные виды морских черепах и бактерий. В июле 2011 года биологи нашли гены "биокомпаса" в человеческой ДНК и доказали их работоспособность, успешно пересадив их в геном мушки-дрозофилы. Тем не менее в работе организма человека они не участвуют.

Роджер Бразерс (Roger Brothers) и Кеннет Ломанн (Kenneth Lohmann) из университета Северной Каролины в городе Чапел-Хилл (США) на протяжении нескольких лет пытаются раскрыть секреты того, как головастые морские черепахи (Caretta caretta) находят дорогу к пляжам, где они родились, зачастую преодолевая тысячи километров на пути к ним.

В феврале 2011 года им удалось объяснить один из вопросов, который мучал биологов и океанологов с момента открытия "биокомпаса" в организме этих морских рептилий, — как они могут определять долготу той точки, в которой они находятся, несмотря на то что сила магнитного поля Земли не содержит в себе таких сведений. Оказалось, что головастые черепахи умеют ощущать не только "густоту" линий магнитного поля, но и их наклон по отношению к поверхности планеты, что позволяет рептилиям удерживать в голове своеобразную магнитную карту, каждая точка на поверхности которой имеет свой уникальный магнитный облик.

Это открытие дало ответ на вопрос о том, как черепахи находят дорогу к "роддому", но не объяснило того, как им удается выбирать тот же самый пляж, на котором откладывала яйца их мать. В своей новой статье Бразерс и Ломанн нашли ответ на этот вопрос, проследив за тем, как меняется поведение головастых черепах в те сезоны, когда магнитное поле планеты переживало небольшие изменения.

"Мы предположили, что если черепахи используют магнитное поле для поиска пляжей, то периодически происходящие флуктуации магнитного поля Земли могут влиять на то, где они откладывают яйца", — поясняет Бразерс, чьи слова приводит пресс-служба университета.
Руководствуясь этой идеей, океанологи обратились к природоохранным службам штата Флорида, где находятся самые большие в мире колонии этих морских рептилий. Их архивы содержат в себе информацию о том, где черепахи откладывали яйца и какие пляжи и их отдельные участки были наиболее популярными среди них в последние 19 лет. Это позволило Бразерсу и Ломанну понять, влияли ли колебания магнитного поля на выбор будущих матерей.

Оказалось, что это действительно было так — даже небольшие изменения в силе магнитного поля и в направленности его линий в тех или иных участках Флориды приводили к серьезным изменениям в предпочтениях черепах.

Как утверждают ученые, рептилии в прямом смысле запоминают то, как выглядит магнитное поле в той точке, где они родились, и используют эту магнитную "фотографию" для того, чтобы найти место для откладки яиц при возвращении на пляж. В пользу этого говорит то, что черепахи «переезжали» преимущественно в те уголки пляжа или в другие «роддома», которые были очень похожи по своим магнитным свойствам на место их рождения.

"Самка черепахи может быть уверена в том, что она откладывает яйца в благоприятной для их развития точке только в том случае, если она готовит кладку в той же самой точке пляжа, где она родилась. В этом отношении логика морских черепах описывается следующим образом — "если что-то сработало в моем случае, то это же сработает и для моих потомков", — заключает Бразерс.