Геном неандертальцев указал на наличие четырех видов древних людей - РИА Новости, 19.12.2013

Геном неандертальцев указал на наличие четырех видов древних людей

© Фото : Bence ViolaРаскопки в Денисовой пещере на Алтае в июле 2011 года. Фотография авторов статьи.
Ученые пришли к такому выводу, восстановив геном неандертальца, жившего в российской Денисовой пещере на Алтае примерно 50 тысяч лет назад. В этой пещере, помимо неандертальцев, жили и другие древние люди, "денисовцы", чей геном был "воскрешен" в 2010 году немецкими генетиками.

МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Ученые получили новую версию генома неандертальцев, точность и полнота которой значительно превосходит предыдущие "копии", и обнаружили в ней следы их скрещивания не только с нашими предками и "денисовцами", но и с неизвестным видом древних людей, произошедших от человека прямоходящего, говорится в статье в журнале Nature.

Череп афарского австралопитека по кличке Селам, обнаруженный в 2000 году в Эфиопии
О пользе самокопания, или Что нам известно о собственной эволюции
Ученые пришли к такому выводу, восстановив геном неандертальца, жившего в российской Денисовой пещере на Алтае примерно 50 тысяч лет назад. В этой пещере, помимо неандертальцев, жили и другие древние люди, "денисовцы", чей геном был "воскрешен" в 2010 году немецкими генетиками.

Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия) и его коллеги извлекли фрагменты ДНК и восстановили геном из кости пальца стопы, принадлежавшей женщине-неандертальцу. Обрывки генома в этих останках сохранились неожиданно хорошо, что позволило ученым восстановить его с высокой точностью.

Сравнив полученную последовательность с геномами человека и "денисовцев", ученые натолкнулись на несколько интересных особенностей в неандертальской ДНК. Во-первых, она несла в себе следы близкородственного скрещивания, которое продолжалось в этой популяции неандертальцев на протяжении многих поколений.

Как ведутся раскопки в Денисовой пещере. Видеоэкскурсия ко Дню археолога

Это открытие является серьезным аргументом в пользу того, что неандертальцы были "вымирающим" видом людей. Во-вторых, ученые нашли в геноме жительницы Денисовой пещеры следы того, что ее предки вступали в контакты с кроманьонцами, денисовцами и другим подвидом людей, о котором мы пока ничего не знаем.

Археологические работы в Денисовой пещере, архивное фото
Ученые нашли в геноме денисовцев следы неизвестной популяции людей
"Было множество эпизодов скрещивания, о которых мы уже знаем, и скорее всего, еще больше тех случаев обмена генами, о которых мы и понятия не имеем. Мы пока не знаем, произошло ли это смешение генов лишь один раз, когда неандертальцы впервые встретились с людьми, или же обмен генами шел постепенно, когда поселения неандертальцев и других людей находились рядом", — заключает Монтгомери Слаткин из университета Калифорнии в Беркли (США).