Эксперты: не стоит пытаться перепрыгнуть лунный этап на пути к Марсу

Проект "Научный понедельник" (68)
Большая часть фильма "Космическая одиссея. XXI век", показанного в РИА Новости в рамках проекта "Научный понедельник", посвящена бытовой стороне существования в космосе.

МОСКВА, 7 окт — РИА Новости. Следующая цель космонавтики после исследований на Международной космической станции (МКС) — Луна, в то время как полет на Марс пока остается очень далекой перспективой, считают эксперты, которые обсудили перспективы пилотируемой космонавтики после показа фильма "Космическая одиссея. XXI век", прошедшего в РИА Новости в рамках проекта "Научный понедельник".

Фильм российских режиссеров Ларисы Смирновой и Майи Данилевской демонстрирует жизнь и работу космонавтов на МКС от подготовки к старту до возвращения на Землю. Большая часть фильма посвящена бытовой стороне существования в космосе: как есть, пить и спать в невесомости, как летать по станции, где искать улетевшие предметы и что делать, если при возвращении спускаемый модуль окажется в море или тайге.

Штучный продукт

Рассказывая о производстве фильма, руководитель телестудии Роскосмоса Александр Островский сказал: "Каждый проект, который мы делаем, мы стараемся делать, как последний. Каждый проект, который мы делаем — штучный. Может быть, хотелось бы быстрее их делать, но не получается".

Шеф-редактор проектов телестудии Роскомоса Александр Зараелян пояснил, что при съемках фильма авторы старались показать все: как космонавты едят, пьют, работают, моются и так далее.

"Единственное, что не вошло в картину — как ребята на гитаре играют", — сказал он.

Съемки на орбите выполнены самим космонавтами. Сначала они встретили в штыки идею рассказывать про космический быт, однако авторам фильма удалось "влезть им в душу", заинтересовать и включить в процесс. Трудно было скомпоновать полученный материал так, чтобы держать зрителя в напряжении, сказал Зараелян.

Как считает директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый, "авторам фильма удалось показать, как тяжела дорога в космос и как много счастья она доставляет".

Будущее космонавтики

Российские планы исследования Солнечной системы
Программа исследований Солнечной системы
По словам Зеленого, после работы на МКС "следующая цель пилотируемых полетов — это Луна".

Сейчас Институт космических исследований готовит новую серию космических аппаратов, которые полетят на Луну, в том числе орбитальный аппарат, рассказал он. Функции этих аппаратов — разведывательные, в числе их задач планируется доставка грунта на Землю, в частности с экваторов, что позволит подтвердить или опровергнуть обнаружение на полярных областях Луны подповерхностного льда. "Мы это воспринимаем как прелюдию к высадке на Луне", — сказал эксперт.

Полет на Марс эксперты считают делом отдаленного будущего. Замдиректора Института медико-биологических проблем РАН и космонавт доктор медицинских наук Моруков затруднился назвать время полета на Марс. Он пояснил, что "никакой гонки ни в коем случае нельзя устраивать", и подчеркнул, что сначала на Красную планету должны лететь автоматические аппараты, а не люди.

"Сейчас мы сделали первый шаг (в проекте "Марс-500"), мы протестировали саму способность человека выдержать условия, напоминающие полет на Марс", — сказал эксперт. Еще один шаг вперед — опыты со стендами, позволяющие моделировать передвижение человека после длительного перелета на поверхности Марса, рассказал он.

Проект пилотируемого корабля для полета на Марс. Архив
Пять вопросов тем, кто отправит людей на Марс без обратного билета
К громкому проекту Mars One, предполагающему безвозвратный полет добровольцев на Марс, эксперты относятся весьма скептически. "Я не знаю, как они там будут жить, долетят ли они туда и на чем они туда долетят. Оставить человека без поддержки — мне кажется, это просто негуманно. Собрать деньги — мне кажется, основное в этом проекте", — сказал Моруков.

"Эти энтузиасты могут не долететь до Марса, а просто погибнуть по дороге из-за радиации, так как с ней бороться пока никто не умеет", — сказал Зеленый. Он объяснил, что на околоземных орбитах нас защищает от радиации магнитное поле Земли, но в открытом космосе люди беззащитны перед космическим излучением — поэтому за многомесячный полет к Марсу лучевая болезнь будет энтузиастам гарантирована.