Астрономы нашли следы сверхмощного взрыва в центре Галактики

/
Ученые считают, что в центре нашей Галактики есть черная дыра, которая проявляет себя радиоволнами, инфракрасным, рентгеновским и гамма-излучением. Этот источник известен как Стрелец А*.

МОСКВА, 23 сен — РИА Новости. Астрофизики выяснили, что 2 миллиона лет назад в центре нашей Галактики, где находится сверхмассивная черная дыра, произошел чудовищный взрыв — его следы были обнаружены в гигантском облаке газа, Магеллановом потоке, по соседству с нашей звездной системой, говорится в статье, принятой к печати в Astrophysical Journal.

Проявления сверхмассивных черных дыр обнаружены в центре многих галактик, их масса может достигать 18 миллиардов масс Солнца (это масса самой тяжелой сверхмассивной черной дыры в квазаре OJ 287, находящемся в 3,5 миллиарда световых лет от нас). Ученые считают, что в центре нашей Галактики тоже есть такая черная дыра, которая проявляет себя радиоволнами, инфракрасным, рентгеновским и гамма-излучением. Этот источник известен как Стрелец А*.

Интенсивность излучения усиливается, когда черная дыра поглощает облака газа, но в последние десятилетия были получены указания на то, что в прошлом центр Млечного пути сотрясали куда более мощные катаклизмы.

Джосс Блэнд-Хоуфорн (Joss Bland-Hawthorn) из университета Сиднея и его коллеги выяснили, когда это произошло в последний раз. Они исследовали Магелланов поток — гигантский газовый "перешеек", связывающий ближайших соседей нашей галактики — Большое и Малое Магеллановы облака. Изучая свечение этого потока, ученые обнаружили, что газ излучает неожиданно много энергии в ультрафиолетовой области спектра. Поскольку излучение звезд ни сейчас, ни в прошлом не может быть причиной такого смещения, то самым подходящим кандидатом на источник возмущений была признана сверхмощная вспышка вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного пути.

"Это указывает на колоссальный взрыв в центре нашей галактики", — отметил соавтор исследования Филип Мэлони (Philip Maloney) из университета Колорадо.

Земляне не заметили вспышку

По оценкам ученых, вспышка продолжалась около 300 тысяч лет, а ее суммарная энергия составила 10^48 джоулей, что в сотни триллионов раз больше энергии, которую высвечивает Солнце за год. Однако на Земле, где в этот период царствовали мамонты, эта вспышка скорее всего никак не сказалась, более того, она была бы едва заметной.

"Мы считаем, что эта вспышка была едва видима с Земли, она была примерно в 10 раз менее яркой, чем полная Луна. Это выглядело, вероятно, как тусклое мерцание в направлении центра галактики. Используя телескоп, можно было бы проследить за событием. Но без него… Человеческий глаз слишком слаб, в данном случае", — сказал РИА Новости соавтор исследования Грег Мэдсен (Greg Madsen) из Кембриджского университета.

Астроном не считает, что вспышка как-то повредила бы жизни на Земле.

"Она породила бы значительное количество радиации, гамма-лучей, рентгеновских лучей, но эпицентр находится так далеко, что практически все это излучение будет поглощено материей, которая находится между нами и центром галактики. Можно сказать, что вспышка не повлияла на земную жизнь", — сказал ученый.

Он и его коллеги полагают, что вскоре в центре Галактики может произойти новая вспышка, когда к черной дыре подойдет газовое облако G2.

"Мы думаем, что оно упадет (в черную дыру) в следующем году. Оно (облако) маленькое, но мы ожидаем фейерверка", — отметил Блэнд-Хоуфорн.

Читайте также: была ли жизнь на Марсе, из чего состоит "центр воображения" в мозгу человека, как сделать растворимые горшки для рассады, когда закончится жизнь на Земле и многое другое — в свежем выпуске еженедельной рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.

• Как хорошо быть человеком абсолютно уверенном, что все руце божьей.
    Все ясно, никаких сомнений.
    Писание - истина в последней инстанции.
    А вот про Луну и Марс древние халдеи и евреи не догадались что-либо написать.
    25.09.2013
  • В Писании сказано,что был до потопный мир,который погиб.Вероятно это была развитая цивилизация и они могли летать на луну и на Марс.И ни каких пришельцев и инопланетян .Все разговоры,что люди произошли от пришельцев ,большая глупость.Наша земля единственная,которую избрал Господь Бог и дал возможность человечеству стать людьми.Пользуются этим все по разному.
    24.09.2013
  • Как хорошо быть человеком абсолютно уверенном, что все руце божьей.
    Все ясно, никаких сомнений.
    Писание - истина в последней инстанции.
    А вот про Луну и Марс древние халдеи и евреи не догадались что-либо написать.
    25.09.2013