Высокая радиация не помешает найти следы бактерий на Марсе

© ESAРисунок, изображающий марсоход проекта ЭкзоМарс на Красной планетеРисунок, изображающий марсоход проекта ЭкзоМарс на Красной планете

На Земле для установления подлинности древностей или поиска взрывчатых веществ и наркотиков в багаже используется рамановская спектроскопия. В космос устройство для рамановской спектроскопии впервые отправится на аппарате "ЭкзоМарс", запуск которого планируется на 2018 год.

МОСКВА, 9 сен — РИА Новости. Следы существования жизни сохраняются даже после воздействия доз радиации, в тысячи раз превышающих смертельную для человека — это, по мнению ученых, поможет в поисках "останков" древних бактерий на Марсе. Свои результаты британские исследователи представили на Европейском планетологическом конгрессе.

Программа ЭкзоМарс
Программа "ЭкзоМарс"
На Земле для установления подлинности древностей или поиска взрывчатых веществ и наркотиков в багаже используется рамановская спектроскопия — метод, который позволяет с высокой точностью устанавливать химический состав образца. В космос устройство для рамановской спектроскопии впервые отправится на аппарате "ЭкзоМарс", запуск которого планируется на 2018 год.

Льюис Дартнелл (Lewis Dartnell) из университета Лестера (Великобритания) и его коллеги работали с очень устойчивыми к радиации бактериями — ученые полагают, что подобные микроорганизмы могут быть найдены на Марсе, где из-за отсутствия атмосферы и магнитного поля радиация очень высока. Они обнаружили, что с помощью рамановской спектроскопии можно регистрировать содержание в бактериях каротиноидов, пигментов, которые микробы используют для защиты от негативного воздействия окружающей среды. Астробиологи считают, что если на Марсе удастся обнаружить каротиноиды, это будет надежным признаком того, что когда-то на нем существовала жизнь.

Дартнелл и его коллеги обнаружили, что после получения бактериями 15 тысяч грэй — дозы радиации, в тысячи превышающей смертельную для человека, следы каротиноидов в их "останках" были все еще различимы, но если доза радиации увеличивалась еще в десять раз, она их полностью разрушала.

Ранее другие ученые применили рамановскую спектроскопию, чтобы установить, что молекулы органических веществ в марсианских метеоритах возникли благодаря геологической активности недр Марса, а не являются земными или космическими примесями. Это не доказывает существования жизни на Красной планете, но показывает, что там были необходимые для ее возникновения вещества.

Читайте также: какие татуировки мешают найти работу, как выглядят "бабочки" в центре Галактики, почему чистоплотность способствует развитию болезни Альцгеймера и многое другое — в свежем выпуске еженедельной рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.