Зонд НАСА "принюхается" к лунной атмосфере

/
Лунный орбитальный аппарат НАСА LADEE прошел предстартовые процедуры и готов к запуску. Главная задача аппарата - исследование газопылевой оболочки Луны.

МОСКВА, 5 сен — РИА Новости. Лунный орбитальный аппарат НАСА LADEE прошел предстартовые процедуры и готов к запуску — чуть более чем через сутки ракета "Минотавр-5" понесет его к Луне, где в течение трех месяцев он будет исследовать лунную атмосферу, окололунную пыль, а также впервые опробует на этой дистанции лазерную линию связи.

Новое открытие Луны

Проект LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer) общей стоимостью 280 миллионов долларов стал одним из элементов программы НАСА Lunar Quest — первой большой программы исследования Луны со времен "Аполлонов", благодаря которой представления ученых о спутнике Земли в последние годы существенно изменились.

Гравитационная карта Луны, составленная зондами GRAIL
Зонды GRAIL составили первую точную карту лунной гравитации
Исследования с помощью зондов LRO и LCROSS, а также индийского аппарата "Чандраян", в частности, показали, что Луна вовсе не сухой мир, как считалось ранее, что у лунных полюсов, в вечно затененных кратерах сосредоточены гигантские запасы водяного льда и других летучих веществ. Зонды GRAIL впервые составили точную гравитационную карту Луны и выяснили, что лунные породы содержат в себе гораздо больше пустот, чем считалось ранее.

Зонд LADEE, продолжит открывать Луну заново. "С LRO, который еще работает на окололунной орбите, мы исследовали значительную часть поверхности Луны, с помощью зондов GRAIL мы начали исследовать ее недра, а теперь, с LADEE, мы начинаем исследовать таинственную лунную атмосферу", — сказал журналистам заместитель руководителя НАСА Джон Грансфельд (John Grunsfeld).

Лунный зонд НАСА LADEE

Сумеречные лучи и левитирующая пыль

Составные элементы лунного зонда НАСА LADEE

Главная задача аппарата — исследование газопылевой оболочки Луны. Ее давление в триллионы раз меньше нормального атмосферного давления на Земле. Если в одном кубическом сантиметре земной атмосферы находится десятки триллионов молекул, то в лунной — около 10 тысяч. Примерно такую же плотность имеет земная атмосфера на высоте орбиты МКС, то есть на высоте около 400 километров. В этом самом внешнем слое земной атмосферы, который называется экзосферой, молекулы газов почти не взаимодействуют друг с другом.

Лунная газовая оболочка состоит в основном из атомов гелия, захваченных из солнечного ветра, атомов аргона, натрия и некоторых других элементов, возникающих при распаде радиоактивных веществ в лунном грунте, а также "выбитых" из него ударами микрометеоритов и заряженных частиц.

С лунной атмосферой связаны загадочные сумеречные лучи, которые наблюдали еще астронавты с борта "Аполлона-17". Незадолго перед восходом Солнца над горизонтом Луны возникало яркое зарево, из которого исходили лучи. Эту картину зарисовал в своем блокноте командир "Аполлона" Юджин Сернан, и тогда это явление поставило ученых в тупик.

"Сумеречные лучи" над горизонтом Луны. Рисунок командира "Аполлона-17" Юджина Сернана

Как считают ученые, в лучах восходящего Солнца могла сиять лунная пыль, которая выбрасывается над поверхностью и левитирует над ней, за счет электростатического заряда. "Заряжает" частицы пыли ультрафиолетовая радиация.

С помощью масс-спектрометра NMS, ультрафиолетового спектрометра UVS и прибора для изучения пыли LDEX зонд определит состав и плотность лунной атмосферы, измерит, как эти параметры меняются со временем (плотность лунной атмосферы падает примерно в 100 раз после начала лунной ночи). Ученые рассчитывают точно определить, как падения метеоритов влияют на газопылевую оболочку, а также выяснить, как ведет себя "электрифицированная" пыль. Результаты исследования помогут понять, имеет ли смысл открывать на Луне обсерватории, а также узнать, какое влияние может оказать лунная атмосфера на будущих колонистов.

Лазерное шоу

Наземная стадия лазерной связи для эксперимента с зондом LADEE

С помощью LADEE ученые впервые попытаются установить лазерную линию связи между Луной и Землей. В течение первых 30 дней после старта прибор LLCD отправит на Землю мощный лазерный луч и попытается принять ответный луч с Земли. НАСА нуждается в более быстром канале связи, чем радиосвязь. Лазерная связь обеспечивает скорость передачи данных в шесть раз выше, чем радиоканал — до 600 мегабит в секунду. Кроме того, она требует значительно меньшей мощности, чем радиосвязь.

Ученые рассчитывают в случае успеха эксперимента снабжать высокоскоростными лазерными передатчиками другие автоматические станции.

Прибор лазерной связи LLCD, установленный на борту лунного зонда LADEE

В этой миссии помимо первой попытки создать оптический канал передачи данных на таком большом расстоянии есть еще много слов "первый". Это, в частности, первый запуск аппарата за пределы околоземной орбиты с космодрома на острове Уоллопс — эта стартовая площадка находится в штате Виргиния, и взлет ракет там виден даже в Вашингтоне. Кроме того, это первый запуск новой пятиступенчатой ракеты "Минотавр-5" (Minotaur V), созданной корпорацией Orbital.

• Зато в Москве строят 200 пагод на один имеющийся планетарий. Как пить дать обгоним НАСА.
    08.09.2013