Ученые раскрыли белковые "корни" долголетия при низкокалорийной диете - РИА Новости, 03.09.2013

Ученые раскрыли белковые "корни" долголетия при низкокалорийной диете

Японские ученые раскрыли механизм того, как низкокалорийная диета продлевает жизнь грызунам, и научились копировать ее действие, изучив работу одного из белков из семейства сиртуинов.

МОСКВА, 3 сен — РИА Новости. Японские биологи выяснили, что низкокалорийная диета продляет жизнь мышам и сохраняет их силу в старости благодаря тому, что вырабатываемый под ее действием белок сиртуин заставляет "эндокринный центр" мозга, гипоталамус, переводить мускулы тела в особый энергосберегающий режим, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism.

"Наблюдая за мышью, клетки мозга которой вырабатывали сиртуин, мы обнаружили, что мускулы пожилого грызуна были очень похожи по своей структуре и состоянию на мышцы молодой особи. Мышь в возрасте 20 месяцев, что соответствует 70 годам для человека, была такой же активной, как молодой пятимесячный грызун", — заявил Синичиро Имаи (Shin-ichiro Imai) из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США).

Имаи и его коллеги раскрыли механизм того, как низкокалорийная диета продлевает жизнь грызунам, и научились копировать ее действие, изучив работу одного из белков из семейства сиртуинов. Как отмечают ученые, данные соединения управляют метаболизмом человека и животных, и давно считаются одним из факторов, влияющих на старение и долгожительство. Авторам статьи удалось доказать, что один из них, сиртуин-1 (Sirt1), напрямую управляет процессами старения, вырастив мышь, клетки мозга или тела которой производили повышенную долю белка.

Оказалось, что грызуны с дополнительными копиями Sirt1 в мозге старели значительно медленнее и были значительно активнее в пожилом возрасте. Причиной этого, как утверждают биологи, служило то, что данный белок менял работу гипоталамуса, заставляя его активнее управлять метаболизмом мускулов и переводить их в особый энергосберегающий режим.

По словам ученых, метаболизм и процесс старения этих мышей не отличались от тех, что переживали их сородичи на низкокалорийной диете, и при этом им не приходилось ограничивать себя в пище. Как полагают авторы статьи, это оставляет надежду на то, что и в человеческом мозге существует аналогичный "центр энергосбережения", работой которого можно будет управлять.