Туберкулез появился в Африке 70 тыс лет назад, выяснили ученые

© Фото : Public DomainВозбудитель туберкулеза - бактерия Mycobacterium tuberculosisВозбудитель туберкулеза - бактерия Mycobacterium tuberculosis
Возбудитель туберкулеза, микобактерия Mycobacterium tuberculosis, более известна как "палочка Коха". Немецкий микробиолог Роберт Кох открыл этот микроорганизм в марте 1882 года.

МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Журнал Nature Genetics в воскресенье опубликовал сразу четыре статьи, посвященные туберкулезу и его возбудителю — в частности, ученые выяснили, что болезнь, которая ежегодно убивает от одного до двух миллионов человек, появилась в Африке около 70 тысяч лет назад и с тех пор "следует" за человечеством.

Возбудитель туберкулеза, микобактерия Mycobacterium tuberculosis, более известна как "палочка Коха". Немецкий микробиолог Роберт Кох открыл этот микроорганизм в марте 1882 года. Существующая вакцина от туберкулеза, БЦЖ, которую, как правило, вводят малышам в первые дни после рождения, не в состоянии предупредить заболевание у взрослых, особенно в регионах, где эта инфекция распространена.

Серьезной проблемой в лечении туберкулеза является его способность достаточно быстро вырабатывать устойчивость к медицинским препаратам. Так, по данным главного фтизиатра России Петра Яблонского, в 2012 году в РФ 24%, или почти каждый четвертый из заболевших туберкулезом, имели лекарственно устойчивую форму этого заболевания. Авторы одной из статей в Nature Genetics пишут, что на сегодняшний день в некоторых регионах Восточной Европы множественная лекарственная устойчивость зафиксирована почти в 50% случаев, а отдельные штаммы, встречающиеся в Индии и Ираке, уже практически неизлечимы.

Откуда взялся

Себастьян Ганье из швейцарского Института тропиков и общественного здоровья и его коллеги расшифровали геном 259 штаммов палочки Коха и восстановили эволюционное "дерево" смертельно опасного заболевания. Оказалось, что возбудитель туберкулеза появился в Африке по крайней мере 70 тысяч лет назад.

С тех пор человек и туберкулез "бок о бок" мигрировали из Африки и распространились по всему миру, при этом сопутствовавшие этому перемены в образе жизни древних людей оказались мощным стимулом для эволюции заболевания. Ганье отмечает, что разнообразие штаммов возбудителя резко выросло, когда люди стали активно расселяться на новых территориях.

Исследователи заключают, что туберкулез, в отличие от многих других инфекционных заболеваний, не передавался человеку от одомашненных животных — "просто потому, что появился гораздо раньше последних", говорит Ганье. Передача от человека к человеку, скорее всего, стала возможна в процессе так называемого неолитического демографического перехода: после возникновения сельского хозяйства примерно 9-10 тысяч лет назад рождаемость резко выросла, как и численность людей, постоянно проживающих в устойчивых группах.

Авторы статьи считают, что анализ истории возбудителя туберкулеза поможет предсказать будущие направления его развития и в том числе разработать новые эффективные методы лечения заболевания, которое без надлежащих мер убивает половину всех заболевших.

Хитрый туберкулез

Меган Мюррей из Гарвардской медицинской школы и ее коллеги предложили новый способ быстрого анализа генома штаммов палочки Коха, который позволил им выявить 39 новых генов, связанных с выработкой лекарственной устойчивости. Из 123 проанализированных штаммов 47 имели разную степень устойчивости к различным препаратам, используемым для лечения туберкулеза,

"Раньше считалось, что устойчивость высокого уровня формируется за счет единичных мутаций — у штамма либо они есть, либо их нет — но наши результаты ставят под вопрос эту парадигму. Информация о том, что малые изменения на ранних стадиях формирования устойчивости "открывают дорогу" большим переменам, поможет нам обогнать лекарственную устойчивость", — сказала Мюррей, чьи слова приводит пресс-служба школы.

При этом, как считают авторы исследования, многие из найденных ими генов участвуют в формировании резистентности не к одному антибиотику, а сразу к целому классу препаратов, действующих схожим образом — например, воздействуя на клеточные стенки бактерии.

Еще одна группа исследователей под руководством Би Лицзюнь из Института биофизики Китайской академии наук проанализировала геномы палочки Коха из 161 образца, собранного на территории КНР, где, по данным ученых, 5,7% новых случаев заболевания туберкулезом приходится на штаммы, имеющие множественную лекарственную устойчивость. Ученые, в частности, нашли 72 гена-"подозреваемых" и тоже пришли к выводу о том, что механизм формирования устойчивости сложнее, чем считалось.

Наконец, группа Дэвида Алланда из университета Ратгерса изучала "пошагово" формирование устойчивости к этамбутолу — одному из противотуберкулезных препаратов так называемого первого ряда, куда входят минимально токсичные лекарства, дающие максимальный эффект. Им тоже удалось опровергнуть предположение о том, что устойчивость к тому или иному препарату формируется за одну "удачную" мутацию.