Ученые раскрыли секрет плохого аппетита черных дыр в центрах галактик - РИА Новости, 29.08.2013

Ученые раскрыли секрет плохого аппетита черных дыр в центрах галактик

© Фото : NASA/UMass/Q.D. Wang et al.; IR: NASA/STScIСнимки окрестностей черной дыры Sgr A* в центре Галактики, полученные при помощи “Чандра”
Астрофизики из университета штата Массачусетс в Амхерсте проследили за источниками рентгеновского излучения в окрестностях черной дыры Sgr A* в центре Млечного Пути.

МОСКВА, 29 авг — РИА Новости. Сверхмассивные черные дыры в центрах активных галактик поглощают относительно мало материи не из-за плохого аппетита или характера, а потому, что они крайне плохо "переваривают" горячий газ и "выплевывают" около 99% от общей массы материи, захваченной их притяжением, заявляют астрофизики в статье, опубликованной в журнале Science.

"По идее, сверхмассивные черные дыры должны всасывать в себя все, что есть вокруг них, однако мы обнаружили, что это далеко не так. В окрестностях черных дыр существуют крупные звезды, от которых исходят мощные солнечные ветра. Мы обнаружили, что такие газы сами по себе плохо поглощаются черными дырами, а их высокая температура лишь увеличивает их "несъедобность", — заявил Дэниел Ванг из университета штата Массачусетс в Амхерсте (США).

Ванг и его коллеги раскрыли секрет необычно скромного поведения сверхмассивных черных дыр в различных галактиках, проследив за источниками рентгеновского излучения в окрестностях черной дыры Sgr A* в центре Млечного Пути. В этом ученым помогли инструменты на борту орбитального телескопа "Чандра", позволившие астрономам измерить интенсивность рентгена и определить источник излучения.

Как объясняют исследователи, на его роль претендуют два объекта — диск аккреции вокруг черной дыры и крупные звезды в ее окрестностях. Сторонники первой теории полагают, что рентгеновские лучи возникают в результате разогрева материи в пылевом "бублике", а второй — в облаках раскаленной плазмы, выбрасываемые звездами в виде солнечного ветра.

Данные с "Чандра" показали, что потоки солнечного ветра, а не черная дыра, являются источником этого излучения. Данный факт позволил группе Ванга понять, что сверхмассивные черные дыры отличаются мирным нравом и скромными аппетитами из-за того, что такой газ почти не поглощается ими из-за его физических свойств. Это открытие не только позволяет прояснить некоторые детали жизни таких черных дыр, но и объясняет тусклость ядер многих галактик при наблюдении за ними.