Сатурн оказался главным "дирижером" извержений вулканов Энцелада - РИА Новости, 01.08.2013

Сатурн оказался главным "дирижером" извержений вулканов Энцелада

© Фото : Paul Schenk (Lunar and Planetary Institute, Houston)Реконструкция поверхности Энцелада. Архив
Реконструкция поверхности Энцелада. Архив
В 2005 году зонд "Кассини", изучающий Сатурн и его спутники с июля 2004 года, обнаружил на Энцеладе струи из частиц водяного льда и пара, которые выбрасываются в космос из трещин вблизи южного полюса, так называемых "тигровых полос".

МОСКВА, 1 авг — РИА Новости. Приливные силы, возникающие в результате гравитационного взаимодействия Сатурна и его спутника Энцелада, оказались главным фактором, усиливающим или ослабляющим извержения ледяных вулканов на южном полюсе спутника гиганта, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Nature.

В 2005 году зонд "Кассини", изучающий Сатурн и его спутники с июля 2004 года, обнаружил на Энцеладе струи из частиц водяного льда и пара, которые выбрасываются в космос из трещин вблизи южного полюса, так называемых "тигровых полос". Часть ученых полагает, что изменения в активности вулканов происходят в результате геологической активности в недрах спутника и приливных сил, порожденных притяжением Сатурна. Их конкуренты полагают, что только последние силы играют существенную роль в этом процессе.

Выбросы льда и пара на ЗнцеладеВыбросы льда и пара на Знцеладе
Зонд "Кассини" попробовал на вкус соленый океан в недрах Энцелада
Группа планетологов под руководством Мэтью Хедмана из Корнеллского университета в Итаке (США) подтвердила правоту сторонников второй теории, изучив новые снимки, полученные "Кассини" на разных участках орбиты Энцелада. Как объясняют ученые, по мере удаления и приближения Энцелада к Сатурну мощность приливных сил будет постепенно уменьшаться и увеличиваться.

Подобные колебания должны отражаться на интенсивности извержений из "тигровых полос", и анализ этих изменений, по задумке ученых, должен показать, какую роль в их работе играют недра самого Энцелада. Используя около 250 снимков Энцелада с инфракрасной камеры VIMS на борту "Кассини", авторы статьи просчитали вклад приливных сил в эти изменения.

Оказалось, что процессы в недрах Энцелада играли минимальную роль в работе "тигровых полос", а приливные силы были главной причиной всех флуктуаций в интенсивности извержений. Так, при сближении с Сатурном "тигровые полосы" на Энцеладе выбрасывали в 4 раза меньше частичек льда и пара из-за их "сжатия" под действием приливных сил, а при удалении частота и сила выбросов достигала пика. Данный факт, позволяет говорить о справедливости второй теории, заключают планетологи.